• Приглашаем посетить наш сайт
    Полевой Н.А. (polevoy.lit-info.ru)
  • Изергина Н.: Неизвестный Александр Грин

    "Все-таки это удивительный, замечательный писатель, истинный романтик и сочинитель невероятных историй, каких во всей мировой литературе немного!” - писал о нашем Александре Грине Ярослав Голованов. Но мало кто знает, что был Александр Степанович еще и поэтом - писал стихи, предлагал их различным газетам и журналам, публиковался.

    Правда, история его поэтических публикаций по большей части давняя и обрывается где-то в двадцатых годах уходящего века. Попытка издать сборник его стихотворений в советское время закончилась тем, что в одном региональном издательстве автору “Бегущей по волнам”, “Алых парусов”, “Дороги в никуда” было напрочь отказано в поэтическом слухе и голосе. Тогда рукопись попала на стол известного поэта Леонида Мартынова, который был не менее категоричен: “Стихи Грина необходимо публиковать. И как можно скорее”.

    Как-то определиться в заочном этом споре, надеемся, поможет вот эта публикация, которую подготовила для “Вятского края” профессор Н. Изергина. Многие стихотворения, которые приводятся в ней, взяты из личного архива Н. Н. Грин, с которой автор статьи переписывалась несколько лет.

    ПРИДЕШЬ ТЫ - И СЧАСТЬЕМ ПОВЕЕТ

    Стихи Грин начал писать еще в Вятке, когда учился в Вятском реальном училище (1889 - 1892), затем в городском (1892 - 1896). За сатирическое стихотворение на учителей его исключили из третьего класса реального училища. Первые зрелые стихотворения, появившиеся в печати (“Элегия”, “Два мужика”), носили тоже сатирический и реалистический характер. Но в 1908 - 1909 годах появляются романтические стихотворения (“Молодая смерть”, “Бродяга”, “Мотыка”), в которых А. С. Грин настойчиво констатирует разрыв между жизнью и идеалом, между прекрасным и земным. Гриновский герой этих лет бежит из мира обычного в мир необычного, как бродяга из одноименного стихотворения, как Тарт из романтического рассказа “Остров Рено” (1909).

    Видя постоянную дисгармонию идеала и действительности, поэт хочет найти эту гармонию в любви. Цикл его любовных стихотворений весьма поэтичен.

    Придешь ты - и счастьем повеет
    В жилище моем.
    Уйдешь - и незримо тускнеет
    Лазурь за окном.
    Без мысли, улыбки и силы
    Я жить не хочу.
    Но образ твой, близкий и милый,
    Подобен лучу.
    Но глаз твоих нежных сияньем
    Я крепок в борьбе.
    И радости кроткой желанье,
    И мысль, и улыбки - тебе.

    (1913 г.).

    Любовь в стихах поэта выступает могучей силой, способной дать веру в реальность идеала, в осуществление мечты. Об этом его первые стихи “Молчание” (1905). “Единственному другу” (1912), “Придешь ты - и счастьем повеет” (1913). С каким восхищением, с какой нежностью он создает в них образ любимой, “подобный лучу”. По-настоящему любящий взгляд дарит надежду на счастье, на осуществление идеала.

    В дни боли и скорби, когда тяжело
    И горек бесцельный досуг,

    Приходит единственный друг.
    Как мало он хочет, как много дает
    Сокровищем маленьких рук,
    Как много приносит тепла и забот
    Мой милый, единственный друг.

    Как дождь, монотонны глухие часы,
    Безволен и страшен их круг.
    И все же я счастлив, покуда ко мне
    Приходит единственный друг.
    Быть может, уж скоро тень cмерти падет
    На мой отцветающий луг,
    И к этой постели, заплакав, придет
    Все тот же единственный друг.

    (1912 г.).

    Это трогательное посвящение первой жене писателя, Вере Калицкой, на которой он женился в 1910 году и которую сильно любил. Не менее нежны посвящения второй жене, Нине Николаевне Грин (Мироновой), на которой женился в 1921 году и которая стала его верным другом и спутником до конца дней. Ежегодно в день свадьбы, 8 марта, он преподносил ей стихи.

    Отношение к женщине как мерило подлинной ценности человека - благородная традиция русской классической литературы. Она активно развивается и в стихотворениях А. С. Грина.

    КОГДА ВОЛНУЕТСЯ КРАСНЕЮЩАЯ ДУМА

    Зрелые сатирические стихотворения Грина стали появляться в печати с 1907 года, когда 13 марта в газете “Сегодня” была напечатана его “Элегия” (“Когда волнуется краснеющая Дума”), в котором Грин обыгрывает для усиления эффекта лермонтовское стихотворение “Когда волнуется желтеющая нива”, чтоб сильнее высмеять деятельность II Государственной Думы. Не случайно “Элегия” включена в сборник “Стихотворная сатира первой русской революции (1905 - 1907г.)”, изданный в 1969 году в серии “Библиотека поэта”.

    Самый плодотворный период, когда акцент был сделан на сатиру, падает на 1914 - 1919 годы, когда Грин сотрудничает во многих газетах и журналах: “Новый Сатирикон”, “20-й век”, “Война”, “Новый журнал для всех”, “Огонек”, где опубликовал 40 сатирических фельетонов, басен, памфлетов. Убийственно он расправляется в них с продажными писателями, поэтами-«баталистами”. Например, в маленьком фельетоне “Письмо литератора Харитонова к дяде в Тамбов” обличает “батального поэта”, который “никогда в атаку не ходил”, а только, “не жалея шеи, в энциклопедии удил”.

    Любопытен диалог из “Будущих дачников”:

    Да вы куда? Я-с - к очагу...
    Снял в Киркилиссе, в деревеньке,

    А вы?

    - Да стыдно и признаться
    -Все в Озерках до этих пор,
    Как будут фонды поправляться,
    Чирикну прямо на Босфор.

    (“Новый Сатирикон”, 1915,№ 11 - С. 8).

    Беспощадно высмеивает Грин и литераторов, критиков, ученых, отрицающих достижения науки и культуры прошлого, в стихотворении “Работа”.

    Каждый день, по воле рока,
    Я, расстроенный глубоко,
    За столом своим сижу.
    Перья, нервы извожу,

    Подбираю консонансы,
    Истребляю диссонансы,
    Роюсь в арсенале тем
    И строчу, строчу затем.

    ПРАЩА ОПИСЫВАЕТ КРУГ

    В 1919 году в журнале “Пламя” появилось мажорное оптимистичное стихотворение А. С. Грина “Движение” - поэтическая декларация, символичная во многих отношениях. Прежде всего писатель подчеркивает, что в новое время для мечты открыты все пути, так как ушла в вечность тьма, кончился целый исторический период:

    Праща описывает круг,
    -Смеется Голиаф;
    Праща описывает круг, -
    Повержен Голиаф;
    Праща описывает круг, -

    своим искусством исцелить человека, как он исцелил царя Саула:

    Давид играет и поет,
    -Безумен царь Саул;
    Давид играет и поет, -
    Задумчив царь Саул;

    Спит, грезя, царь Саул.

    Давид способен возродить человека к новой жизни, где активно действует и побеждает мечта:

    Мечта разыскивает путь, -
    Закрыты все пути;

    Намечены пути;
    Мечта разыскивает путь, -
    Открыты все пути.

    После исчезновения тьмы начинается творческая жизнь по законам красоты, осуществляется мечта, идеал человека. В этом стихотворении заключено зерно - основная идея “Алых парусов” и всего творчества Грина - идея волшебной силы мечты, способной творить чудеса. По Грину, надо сильно мечтать, и тогда раскроются пути осуществления мечты. Мечта - это неодолимое орудие против косности, отупения, цепкости обывателей. Каждый должен делать чудеса, воплощать мечту, претворять ее в жизнь своими руками (об этом хорошо сказано в его “Алых парусах”, где Грэй своими руками осуществляет мечту Ассоль).

    “Из дневника”, где речь идет об ответственности поэта за свое творение, о глубокой выношенности темы, о горячем отношении к ней автора, о невозможности с микроскопической точностью, совершенно адекватно отразить волнующую жизнь, так она богата и интересна. Но призвание художника, поэта - приблизиться хотя бы к подобному изображению.

    ЗВУЧАТ, ГУДЯТ КОЛОКОЛА

    Февральскую революцию 1917 года Грин встретил восторженно, как прелюдию к “светлому празднику возрожденья”, когда не будет извечной дисгармонии между жизнью и идеалом, когда человек будет свободен. При первом же известии о февральской революции Грин пошел “пешком на революцию” (так назвал он свой очерк, опубликованный в 1917 году в альманахе “Революция в Петрограде”, где описал свое путешествие из Финляндии, из Лунатийоков, куда был выслан в августе 1916 г. за оскорбление царской фамилии).

    Февральской революции он посвящает высоко гражданское стихотворение “Колокола”, где выступает сторонником братства, единства, сплоченности. Грин весь в ожидании грядущих перемен. Тон стиха бодрый, лексика высокая, торжественная. Ликуя, приветствует он набат колоколов, зовущих к возрождению:

    Звучат, гудят колокола,

    Гудят, зовут колокола

    Пусть рухнет свод тюремных стен,
    Чертоги сытого богатства,

    И узники покинут плен.

    Вслед за “Колоколами” он обращается к “идеологическим” стихам: “Спор” (Солнце России. - 1917. - № 375), “Петроград осенью 1917 года» (Солнце России. - 1917. - № 380) и другим.

    В “Петрограде осенью 1917 года” реалистически передается тревожное ожидание крупных исторических перемен:

    Убогий день, как пепел серый,

    Несет изведанною мерой
    Напиток чаши роковой.
    Чуть свет - газетная тревога
    Волнует робкие умы:

    Уже предсказываем мы.

    И за пустым стаканом чая,
    В своем ли, иль в чужом жилье
    Кричим, душ и сердец вскрывая

    Упрямый ветер ломит шляпу,
    Дождь каплей виснет на носу;
    Бреду, вообразив Анапу,
    К пяти утра по колбасу.

    “Пламя” (№ 36), редактируемом А. В. Луначарским, большую поэму “Фабрика Дрозда и Жаворонка”. Главный герой поэмы - Яков Дрозд, токарь по меди, эстетически, как художник (“был он внутренно поэт”), отрицает “труд бездушный, механический”, труд без “радостных глубин”, превращающий человека в раба машины и заставляющий терять собственную личность:

    Нет, - проклятье, братцы, труд,
    Механически мертвящий!

    Мечтатель Дрозд хотел бы видеть труд творчества - “вдохновеньем увлеченного творца” “среди хрустальных, светлых стен” фабрики будущего. Этот оптимистический прогноз он выражает и в ряде послеоктябрьских стихотворений, сказок, поэм (“Сказка о слепой рыбе”, программное стихотворение “Движение” и другие). Но так как будущее ему представлялось слишком неопределенным и далеким: “лет через триста”, а современная действительность эстетически далеко не совершенной, тяжелой и трудной, он все же не расстается с Гринландией, Зурбаганом, Лиссом...

    Источник: Газета "Вятский край"