• Приглашаем посетить наш сайт
    Куприн (kuprin-lit.ru)
  • Максимова О.: "Музыка в творчестве А. Грина".
    Глава II

    Глава: Введение
    Глава: 1 2 3
    Заключение

    Глава II.
    Мир музыки в творчестве А. Грина
     

    2. 1. Музыка в жизни А. Грина

    Александр Степанович Грин, как и многие писатели XX века, воспитан демократической средой. В биографии А. Грина нет упоминаний о музыке, окружавшей его в детстве. Скудные факты находим в «Автобиографической повести». А. С. Грин пишет:

    «Мать больная, измученная домашней работой, дразнила песенкой:

    Ветерком пальто подбито,
    И в кармане ни гроша,
    И в неволе –
    Поневоле –
    Затанцуешь антраша!
    Философствуй тут как знаешь
    Иль как хочешь рассуждай,
    А в неволе –
    Поневоле –
    Как собака, прозябай!

    Я мучился, слыша это, потому что песня относилась ко мне, предрекая мое будущее» [1]. Вот и все, что вспоминает А. Грин о музыке детства.

    Во время своих скитаний А. Грин слышал песни матросов, рабочих, в большинстве своем вызывающих по форме и содержанию. Слышанные эти песни А. Грин использовал в своих рассказах, характеризуя низшие слои общества. Об отношении А. Грина к музыке немного мы узнаем из воспоминаний его первой жены Веры Павловны, получившей традиционное для дворянских детей образование: «Иногда я играла Александру Степановичу на рояле, ему больше всего нравился Второй вальс Годара. Однажды, прослушав его, Александр Степанович сказал:

    - Когда я слушаю этот вальс, мне представляется большой светлый храм. Посреди танцует девочка» [2] .

    А. С. Грин относился к музыке избирательно. Из воспоминаний Веры Павловны мы узнаем, что репертуар писателя ограничивается музыкальными произведениями, упомянутыми Грином в «Блистающем мире» [3]. Он усвоил их, слыша в ресторанах, на эстрадах или в граммофонной записи. Это очень популярные мелодии: «Ветер в горах», «Фанданго», «Санта-Лючия», «Мексиканский вальс», вальс из оперы «Фауст», «Душистый цветок», «Южный крест» и, конечно, Второй вальс Годара. Но это не полный список произведений, звучащих на страницах литературных творений А. Грина. К выше упомянутому списку можно добавить произведение французского композитора Ж. Бизе «Хабанера», «Рапсодию» венгерского композитора Ф. Листа, оперы «Отелло» Дж. Верди и «Фауст» Ш. Гуно, романсы Присовского «Осенние скрипки» и Н. Г. Бакалейникова «Пожалей ты меня, дорогая». Рассказ «Черный алмаз» А. Грин озаглавил по названию романса Бремеровского «Черный алмаз». В этом же произведении А. Грин упоминает имена выдающихся композиторов: Ф. Мендельсона, Л. Бетховена, Ф. Шопена, Э. Грига, А. Рубинштейна, В. -А. Моцарта. Помимо этого, в произведениях А. Грина звучит и духовная музыка. Это наиболее полный перечень музыкальных произведений, упоминаемых А. Грином.

    Вера Павловна также пишет, что «за 8 лет их супружеской жизни он [ А. Грин] почти не бывал в театре. В 1913 году на балете «Дон – Кихот» Грину показалось, что благородный Дон – Кихот осмеян, и Грин начал делать громко замечания, вызывая этим недовольство и шиканье публики» [4].

    Несмотря на музыкальную необразованность, А. Грин был очень музыкален от природы. Это доказывает его литературное творчество, в котором музыка становится не просто бытовым фоном. Музыка в произведениях Грина – мечта о прекрасном, она выразитель душевных настроений героев. В своих произведениях («Фанданго», «Серый автомобиль», «Таинственная пластинка» и др). А. Грин размышляет о роли искусства в жизни человека.

    В музыке творчество А. Грина почти не отразилось. Исключение составляет феерия «Алые паруса». На это произведение советским композитором Владимиром Михайловичем Юровским был написан балет с одноименным названием. К сожалению, мы не имеем никаких сведений о жизни и творчестве этого композитора и о судьбе его творения. Нам известно, что впервые балет «Алые паруса» был поставлен 30 декабря 1942 года на сцене Куйбышевского Большого театра, а 5 декабря 1943 года – в Москве, в Большом театре. Ассоль исполняла выдающаяся балерина О. В. Лепешинская, а партию Грэя – Преображенский. Последняя постановка этого балета была осуществлена в 1976 году.

    2. 2. Музыка – средство отражения души героя

    Обращаясь к своей возлюбленной, герой рассказа «Жизнь Гнора» объясняет: «Есть три мира - <…> - мир красивый, прекрасный и прелестный. Красивый мир – это земля, прекрасный – искусство. Прелестный мир – это Вы» [5]. Жизнь без искусства «лишена крыльев очарования» [6], - так считает герой А. Грина.

    Музыка относится в «прекрасному» миру. В произведениях А. С. Грина «прекрасный» мир – идеальный мир, созданный человеком на примере мира «красивого», т. е. земли, ее природы, законов мироздания.

    В своей монографии А. Михайлова пишет: «Грин так мыслит союз человека с природой и искусством: природа служит и объектом творчества, и «лечебницей», искусство, взаимодействуя с живым миром природы и с природой самого человека, усугубляет духовность и в конечном счете усугубляет понимание людей и жизни» [7].

    Но хотя «прекрасный» мир создан на основе «красивого» в реальности они не всегда совпадают. А. С. Грин в своих произведениях пытается показать пути к «прекрасному» миру. Один из них - это творчество. В рассказе «Создание Аспера» А. Грин пишет: «… высшее назначение человека – творчество. <…> Живопись, музыка, поэзия создают внутренний мир» [8].

    Устами Друда в романе «Блистающий мир» А. С. Грин говорит: «Творить – это, ведь, - разделять, вводя свое в массу чужой души» [9].

    Творчество отдельного человека не должно быть творчеством для одного, оно должно находить отклик в душах других людей. Творить необходимо не для себя, а для людей. Творить, по Грину, может не каждый, а избранные – люди с чистой душой. Именно эти люди задают основной тон в «стране» А. Грина. Остальные должны настраиваться на этот основной тон. И когда души людей зазвучат в унисон, тогда наступит царство «прекрасного мира».

    Одним из способов объединения в единое целое у А. Грина является музыкальное творчество. Из отдельных мелодий – человеческих душ – создается музыка в стране А. Грина. Именно музыка в произведениях А. С. Грина является критерием оценки героев. Способностью понимать музыку писатель наделяет «светлые», чистые души. Таковы его герои Ассоль, Тави Тум, Джесси, Дэзи, Друд, Гнор, Грэй, Давенат и другие. Для этих героев музыка – божественный дар. Но на пути этих героев А. Грин всегда ставит людей с «темной» душой.

    «Она любила музыку, сама же играла плохо, но ничуть не терзалась этим» [10]. Такую характеристику А. С. Грин дает Джесси из романа «Джесси и Моргиана». Полной противоположностью Джесси является ее сестра: Моргиана алчный завистливый, опасный человек. Ради денег она готова на все. Моргиана ненавидит все прекрасное, она пытается уничтожить красоту. По сравнению с Моргианой материальный мир, удовлетворяющий человеческие потребности, более прекрасен. Моргиана – раба материального мира. Открыв сундук с красивым бельем, она оцепенела: «Песня красивого белья звучала в ее страшной душе» [11]. Красивое белье имеет свою песню, свою музыку, которая подчеркивает «страшную душу» человека.

    В феерии «Алые паруса» А. С. Грин тоже противопоставляет «светлые» и «темные» души. Ассоль - «светлая» душа. В этой душе постоянно звучит музыка, прекрасная музыка, под звуки которой должен был подойти корабль, предсказанный Эглем. Ассоль жила в своем музыкальном мире: «…ее голова мурлыкала песенку жизни» [12].

    А. С. Грин сравнивает Ассоль с оркестром, которому доступно выразить больше, чем одному инструменту: «… ей [Ассоль] казалось, что она звучит, как оркестр» [13]. Этим сравнением А. Грин показывает, насколько богата душа Ассоль, сколько разнообразных чувств таит в себе юное создание. Такой человек у А. Грина чаще всего одинок. Истинными друзьями Ассоль были деревья в лесу. Только там она могла «звучать, как оркестр» и не бояться, что ее услышат: «… волнуясь, трепеща и блестя, она [Ассоль] подошла к склону холма, скрывшись в его зарослях от лугового пространства, но окруженная теперь истинными своими друзьями, которые – она знала это – говорят басом.

    То были крупные старые деревья среди жимолости и орешника» [14].

    А. С. Грин противопоставляет чистой, «светлой», музыкальной душе Ассоль обитателей деревни Каперны, в которой жила девушка. В произведении это различие высказывает Эгль, «известный собиратель песен, легенд, преданий и сказок» [15]. Эгль говорит Ассоль: «Я люблю сказки и песни, и просидел я в деревне той [Каперне] целый день, стараясь услышать что-нибудь никем не слышанное. Но у вас не рассказывают сказок. У вас не поют песен. А если рассказывают и поют, то, знаешь, эти истории о хитрых мужиках и солдатах, с вечным восхвалением жульничества, эти грязные, как немытые ноги, грубые как урчание в животе, коротенькие четверостишия с ужасным мотивом…» [16]. Эгль замечает, что в деревне живут злые люди, не чувствующие музыки, люди.

    Ассоль выделялась среди жителей. «Ассоль так же подходила к этой решительной среде, как подошло бы людям изысканной нервной жизни общество приведения <…>. Так, в ровном гудении солдатской трубы, прелестная печаль скрипки бессильна вывести суровый полк из действия его прямых линий» [17]. А. С. Грин сравнивает Ассоль со скрипкой, заглушаемой более ярким, медным, прямым звуком трубы – жителями деревни.

    Для Грэя мир тоже был полон музыки. Предлагая Дуссу собрать оркестр, Грэй говорит: «Соберите оркестр, но не из щеголей с парадными лицами мертвецов, которые в музыкальном буквоедстве или, что еще хуже, – в звуковой гастрономии забыли о душе музыки и тихо мертвят с эстрады своими замысловатыми шумами, - нет. Соберите своих, заставляющих плакать простые сердца кухарок и лакеев, соберите своих бродяг. Море и любовь не терпят педантов» [18]. Музыка для Грэя – сама жизнь, а не теория. Музыка может задеть струны души только тогда, когда она исполняется людьми, знающими жизнь, исполняющими мелодию от сердца и тонко чувствующими. А. С Грин сравнивает Грэя с Орфеем [19].

    Так же, как и душа Ассоль, звучит в этом мире душа другой героини – Тави Тум. При встрече с ней один из героев, Друд, сразу почувствовал это:

    - Тави Тум не поет, - сказала, краснея и улыбаясь, девушка. – Тави Тум может только напевать про себя.

    - Но слышно многим [20].

    С «хорошей песенкой» А. С. Грин сравнивает душевную красоту Тави Тум.

    Для Друда мир музыки был спасением от действительности: «Смеясь, болтая <…> он [Стеббс] торопливо наигрывал, поддерживая в нем [Друде] детское желание продолжать спасительную забаву» [21].

    «Основным тоном жизни Дюплэ было никогда не покидающее его чувство музыкального обаяния» [22]. Так начинается рассказ о скрипаче Грациане Дюплэ «Сила непостижимого». «Его [Дюплэ] как бы сопровождал незримый оркестр, развивая бесконечные вариации некой основной мелодии, звуки которой недоступны слуху физическому» [23]. Во сне Дюплэ слышал «музыку сфер». «Музыка эта была откровением гармонии <…>. Ее красота ужасала сверхъестественной силой созвучий <…>. Совершенство этой божественно-ликующей музыки было <…> полным воплощением теней великого обаяния <…>, которое являлось предположительно эхом сверкающего первоисточника» [24]. Скрипач хотел уловить эту божественную музыку и подарить ее людям. Но на его пути возникает властолюбивый человек Румиер, который решил, что человечеству эта музыка не нужна, так как она имеет очень сильную власть. Румиер уничтожает музыку. Музыкант от случившегося сходит с ума. «Человек действует с пользой или во вред окружающему миру в любых проявлениях своего «я». При таком положении духовная слепота резко напоминает о себе» [25].

    Герои с «чистой» душой у А. С. Грина способны слышать не только земную музыку, но и «музыку сфер». Герои с «темной» душой либо не понимают, либо стремятся уничтожить все лучшее, так как осознают бессмысленность своего существования, несоответствие миру «прекрасного».

    А. С. Грин относит музыку к высшему духовному началу, к которому должны стремиться люди.

    Священность музыки явно видна на более низких ступенях развития человечества. Для людей древних племен – это язык общения с Богом. В рассказе «Племя Сиург» герой слышит музыку племени: «Несложная заунывная мелодия, состоявшая из двух-трех тактов, казалось, носила характер обращения к божеству» [26]. А в рассказе «Табу» музыка спасает от смерти: «Я встал и, с намерением усилить эффект, поднял руки вверх, как бы призывая на помощь и в свидетели знойное солнце. Подумав немного, я запел первое, что пришло в голову; то была «Хабанера» Бизе; суеверные мозги людоедов приняли ее с должным почтением. Ко мне подошел старик с птичьими костями в носу и глиняными кружочками в отвисших губах (…); старик, положив мне на грудь руки, оглянулся и сказал: «Табу». Тотчас же от меня отошли все…» [27].

    В произведениях А. С. Грина звучит и другая музыка. Музыка не связанная с возвышенным. Музыка «темных» душ. Они не чувствуют всей красоты музыки.

    В рассказе «Колония Ланофиер» Горн увидел девушку. А. С. Грин описывает его чувства: «Мысль о красоте даже не пришла ему в голову. Он испытывал тяжело, болезненное волнение, как раньше, когда музыка дарила его неожиданными мелодиями, после которых хотелось молчать весь день или напиться» [28].

    Музыка, звучащая в кабаках, портах, – это песни матросов, рабочих, бродяг. Эти песни трудно назвать музыкой. Они отражают не духовные потребности героев, а физиологические. Это музыка бездуховного реального мира. В произведениях А. С. Грина часто звучат такие песни: «Его [Хина Меннерса] перебил неожиданный, дикий рев сзади. Страшно ворочая глазами, угольщик, стряхнув хмельное оцепенение, вдруг рявкнул пением и так свирепо, что все вздрогнули:

    Корзинщик, корзинщик,
    Дери с нас за корзины!..
    … Но только бойся попадать
    в наши палестины!... – взвыл угольщик» [29]. (Алые паруса).

    В этом же рассказе встречается следующее описание звучания оркестра.

    «Скрипач, хлопая по спине музыкантов, вытолкнул из толпы семь человек, одетых крайне неряшливо.

    - Вот, - сказал Циммер, - это – тромбон; не играет, а так палит, как из пушки <…> фанфары; как замирают, так сейчас хочется воевать. Затем кларнет, корнет – а - пистон и вторая скрипка. Все они – великие мастера, обнимают резвую приму, то есть меня. А вот и главный хозяин нашего веселого ремесла – Фриц, барабанщик. У барабанщиков, знаете, обычно разочарованный вид, но этот бьет с достоинством, с увлечением. В его игре есть что-то открытое и прямое, как его палки» [30].

    Такие описания можно встретить во многих произведениях А. Грина («Кирпич и музыка», «Карантин», «Колония Ланфиер», «Дорога Никуда»…).

    Подводя итоги, можно сделать выводы:

    Во-вторых, музыка – это образец идеального, к которому должны стремиться герои А. С. Грина. Один из возможных путей достижения идеала – творчество. Но творить могут только люди с «чистой» душой.

    В-третьих, музыка, звучащая в душах героев, способна передать нюансы «душевной вибрации», - состояний души.

    В-четвертых, «чистые» души героев А. Грина постоянно находятся в «непокидающем чувстве музыкального обаяния». Именно они могут услышать прекрасную «музыку сфер». Для этих героев музыка – сама жизнь, а не теоретические познания из области музыки.

    В-пятых, герои А. С. Грина, тонко чувствующие музыку, очень одиноки, поэтому музыка для них является спасением.

    В-шестых, мир музыки – духовный, божественный мир, но это могут понять только герои, обладающие «музыкальным обаянием. Герои, не способные понять музыки, - бездуховны.

    2. 3. Музыкальные образы

    В произведениях А. С. Грина встречаются разнообразные музыкальные образы. Все образы можно разделить на три категории: во-первых, образы, связанные с вокальным началом; во-вторых, образы, связанные со стихией пластических движений – танцем, и, в-третьих, образы, связанные со сферой инструментального звучания.

    Круг музыкальных образов в произведениях А. С. Грина очень широк: от простого упоминания из мира музыки до построения литературного произведения на основе музыкальной символики.

    Большое место в своем литературном творчестве А. С. Грин отводит песне. Именно пение наиболее тесно связано с передачей эмоционального состояния человека.

    Песня в некоторой степени аналогична человеческой речи. Б. Асафьев указывает, что «речевая и чисто музыкальная интонация – ветви одного звукового потока» [31]. Этого мнения придерживаются многие исследователи. В частности, М. Арнаудов говорит: «Поэзия и музыка, слово и мелодия сближаются своими корнями, имея своим материалом все тот же человеческий голос. <…>. Оба вида искусства, поскольку рассчитывают на воздействие через звуки, имеют и некоторые родственные черты» [32].

    Такие подтверждения мы можем найти в творчестве А. Грина. Например, сравнение речи Вальтера Аборциуса из рассказа «Заколоченный дом» с музыкальным звучанием. Вальтер «имел обыкновение брать высокие ноты, не обращая внимания на оркестр, и нахально спускать их, когда слушающий сам забирался на высоту» [33]. Другой пример, из рассказа «Пролив бурь»: «В криках слышался звенящий металлический тембр, показывающий крайнее возбуждение» [34].

    В произведениях А. С. Грина звучит весь мир. Поют не только герои произведений, но и природа, и предметы, окружающие людей.

    Свою «песенку жизни» у А. Грина имеет каждый персонаж, но содержание ее у каждого разное. Содержание «песни» зависит от души персонажа, его жизненного настроя. Л. Мазель отмечает, что «музыка – это глубоко выразительная, взволнованная речь, язык души» [35].

    Часто на страницах произведений А. С. Грина звучит музыка порта: «Я совершал свои путешествия в порт, упиваясь музыкой рева и грома, свистков и криков, лязга и вагонов на эстакаде и звона якорных цепей» [36]. Это признание делает герой рассказа «По закону». Другой персонаж А. С. Грина – мещанин Степан Соткин из рассказа «Тихие будни» часто вспоминал «нестройную музыку Одесского порта» [37]. В рассказе «Трюм и палуба» перед нами изображена гавань, которая «сверкала и пела» [38]. В этом же рассказе звучит «музыка отдаленных бездн» [39].

    Природа А. Грина не мертвая материя, а одушевленная. Мы слышим «дыхание» океана, «вечную музыку берега и моря» [40], «однозвучную мелодию водопадов» [41]. Лес А. С. Грина имеет свою песню, которая часто является «музыкой тишины» [42].

    Предметы материального мира тоже имеют свою музыку: «песня красивого белья» [43], «музыка золота» [44]… Особую песню в этой жизни исполняют созданные человеком автомобиль и аэроплан – механические изобретения, которые не любил А. С. Грин: «У него [автомобиля] есть музыка – некоторые новые композиции, так старательно передающие диссонанс уличного грохота или случайных звуков, возникающих при всяком движении». Музыка автомобиля и аэроплана не приятна на слух: «Громкое однотонное пение потекло в вышине, и члены Клуба, посмотрев на небо, увидели аэроплан, пересекающий зрительное поле тяжким пятном».

    Свою музыку имеют не только внешние предметы. А. С. Грин «озвучил» самого человека. В произведениях писателя любому человеческому состоянию соответствует определенная музыка, выражающая горе, радость, одиночество, ужас, страх, гнев, голод.

    Испытывая голод Альдо Путано из рассказа «Новый цирк» говорит: «Немыслимо работать под кишечную музыку» [45]. Аян из рассказа «Пролив бурь», испытывая гнев, был погружен «в головокружительную музыку угроз и бешенства» [46].

    Следующая категория музыкальных образов связана со стихией танца. Танец наиболее тесно соприкасается с музыкой. Их взаимосвязь определяет М. Арнаудов: «Танец и песня являются чем-то неразделенным во имя ритмического принципа, и лишь потом идут рядом только словесное и музыкальное, освобожденные от всего хореографического» [47]. Музыку и танец, объединяет одна специфическая черта – музыкальный ритм.

    Л. Мазель пишет: «Танец ближайший родственник музыки. Их объединяет то, что они тесно связаны с эмоционально – выразительными проявлениями человеческого организма, воспринимаемые в одном случае зрением, в другом – слухом» [48]. В музыкальной энциклопедии сформулирована функция танца – «выражение эмоционального напряжения через сложенные движения. Возникновение танца относится к глубокой древности, когда движение было непосредственным выражением сильных эмоций» [49]. При помощи музыкальной символики испанского народного танца «Фанданго» в одноименном рассказе А. С. Грин раскрывает смысл своего произведения. И. Дунаевская отмечает: «Фанданго» становится мерой соизмерения высшей красоты и гармонии, звучащей в герое» [50]. На музыкально – ритмическом языке выражено духовное состояние героя. В самом начале – это восторг. А затем: «Фанданго» - ритмическое внушение страсти, страстного и странного торжества» [51].

    «Мексиканский вальс»: «Кружась, ветер мелодии охватил сердце пленом и мерой ритма; звон, трели и пение рассеяли непостижимую магию звука, в которой праздничнее сверкает жизнь и что-то прощается внутри, насыщая все чувства» [52]. Воодушевляясь этой музыкой Друд взлетел.

    Инструментальная музыка занимает в творчества А. С. Грина не такое большое значение, как вокальная и танцевальная. В первую очередь, для А. С. Грина важны тембровые звучания инструментов. Это способствует раскрытию души героя, созданию определенной эмоциональной атмосферы.

    Музыкант Циммер говорит: «Соло на тарелках и медных трубочках – другое дело <…>. Я знаю, что в скрипке и виолончели всегда отдыхают феи» [53]. Скрипка – для А. Грина – божественный инструмент. Ассоль писатель тоже сравнивает со скрипкой. В рассказе «Новый цирк» директор захотел создать что-то новое, несбыточное. Оркестр создавал атмосферу «новизны»: «на эстраде играл оркестр. Инструменты оркестра заинтересовали меня: тут были сундуки, подносы, самоварные трубы, живая ворона, которую дергали за ногу (чтобы кричала), роль барабана исполнял толстяк, бивший себя бутылкой по животу. Капельмейстер махал палкой, похожей на ту, которой протыкают сига. Гром музыки нестерпимо терзал уши» [54]. Такая музыка для А. Грина не имеет право на существование. Он заканчивает рассказ картиной уничтожения цирка пожаром.

    Диапазон музыкальных образов А. С. Грина очень широк.

    Наиболее часто встречается в произведениях Грина образ мечты. Музыка – часть прекрасного, чаще всего недосягаемого мира. Фигура одинокого прохожего на фоне яркоосвещенного дома, из которого доносятся звуки прекрасной музыки, встречается в творчестве Ф. Достоевского [55]. Этот же образ встречается и у А. С. Грина («Кирпич и музыка», «Возвращенный ад»…).

    «Одно окно второго этажа было полуосвещено <…> Придушенные стеклом, слышались ленивые звуки скрипки. Смычок выводил неизвестную, но плавную и красивую мелодию [56].

    Песня Друда – музыка мечты о прекрасной стране «Цветущих лучей». «Друд вверху громко запел. Среди ничтожества его голос прозвучал с силой порыва ветра; это была короткая неизвестная песня». В душе Ассоль звучит прекрасная музыка.

    «Фанданго» - мечта о неизвестной, волшебной стране.

    Очень много в произведениях А. С. Грина имен, связанных с образами музыки: упоминание певцов, инструментов, музыкальных терминов.

    - Изумительно, - сказал Грэй – всем вам отведено место в трюме, который на этот раз, значит будет нагружен разными «скерцо», «адажио» и «фортиссимо» [57].

    В большом количестве в произведениях А. С. Грина встречаются сравнения из мира музыки.

    В романе «Джесси и Моргиана» А. Грин сравнивает слова любви с «великой музыкой» [58]. Мысли героев напоминают «перебор струн» [59]. Капитан в рассказе «Рай» говорит о жизни: «нас ждали, может быть, радостные песни, а мы сыграли похоронный марш» [60]. Описывая драку за золото в рассказе «Колония Ланфиер» Грин пишет: «Горну показалось, что где-то в стороне от его дома густая толпа мечется в огромной кадрили без музыки и огней» [61].

    Музыкальные образы предопределяют темы, звучащие в произведениях А. Грина. Наиболее значимые темы в творчестве А. С. Грина – тема одиночества, любви и смерти.

    Часто встречающаяся тема в творчества А. С. Грина – тема одиночества, тоски, отчаяния. «Она [тоска] росла и крепла, и тяжелые, кровяные волны стучали в сердце, тесня дыхание» [62]. Эта тоска отражается и в музыкальных образах: «где-то вероятно на соседнем дворе, шарманка заиграла хрипящий, жалобный вальс» [63]. Печальные произведения часто исполняют уличные, бродячие музыканты: «Бродячий музыкант, настроив виолончель, заставил ее тихим смычком говорить грустно и хорошо» [64].

    Песни простых людей отмечены печалью, отчаянием: «Песня – жалоба одиноко и торжественно плыла в речной тишине <…> Река застыла, слушая красивую, грустную и страшную песню о жизни без света и силы» [65]. Одиночество пронизывает песни изгнанников. В доме Джесси собирались гости, среди них был итальянский изгнанник Джиолати: «В этот вечер Джиолати, вспоминая родину, пел трогательные романсы» [66].

    Большое место занимает тема любви, страсти. Любовь в произведениях А. С. Грина способна творить чудеса. Наслаждаясь игрой на рояле возлюбленной Роэны Давенат «слышал не вальс, а небесный хор» [67]. Корабль Грэя – «Секрет» – подходит к берегу под «звуки прекрасной музыки»: «Негромкая музыка лилась в голубом дне с белой палубы под огнем алого шелка; музыка ритмических переливов, переданных не совсем удачно известными всем словами: «Налейте, налейте бокалы – и выпьем, друзья, за любовь…» [68].

    Герой новеллы «Она» пытается найти свою возлюбленную: «Море яркого света дрожало и плыло в звуках бесшабашных мелодий огненными, острыми точками» [69]. Музыка околдовала часового из романа «Блистающий мир»: «Уже не замечал он, что стоит жарко и тяжело дыша, всем сердцем перешагнув за дверь, откуда долетал смех, рассыпанный среди мелодий невидимых инструментов, наигрывающих что-то волшебное <…> Вновь ясно отозвались струны, - выразили любовь, тоску, песню, вошли в душу и связали ее» [70]. Содержание испанского танца «Фанданго» – любовная пантомима. Музыкальная тема этого танца звучит в нескольких произведениях А. С. Грина. Музыка этого танца переносит героя в воображаемый прекрасный мир.

    Часто звучит на страницах А. Грина произведение, полное страсти и огня, - это «Хабанера» французского композитора Ж. Бизе.

    Еще одна тема, встречающаяся в А. Грина, - тема смерти, зла. Тема в рассказах «Крысолов», «Таинственная пластинка», «Наследство Пик-Мика» и других. Эта тема появляется, когда у «человека начинает отцветать сердце», тогда «он мечется по земле, полный смутных видений, музыки горя и ужаса» [71].

    Исходя из выше сказанного, можно сделать следующие выводы:

    Во-первых, образы музыки обычно отражают представления об идеальном и в таком случае помогают писателю создавать образ прекрасного мира, в котором царят любовь и гармония.

    «далеких стран» –Испании прежде всего, в этом случае они укрепляют план мира «иного» – экзотического, противопоставленного серой реальности, но отнюдь не идеального. Другими словами, они «строят» образ «Гринладии».

    В-третьих, музыкальные образы тесно связаны с образами природы, в этом случае происходит одушевление природных явлений. Окружающий мир приобретает красивое, стройное звучание.

    В-четвертых, образы музыки помогают точнее передать состояние героя, сопоставляют его с миром красоты и гармонии.

    В-пятых, музыкальные образы связаны с символикой музыкального произведения, в этом случае они помогают раскрыть смысл литературного произведения А. Грина.

    В-шестых, благодаря значительности музыкальных образов более полно раскрываются темы, звучащие в творчестве А. Грина.

    2. 4. Музыкальный ритм

    Большую роль в творчестве А. С. Грина играет ритм. Существует множество определений ритма, так как ритм – важный элемент не только искусства, но и природной и общественной жизни.

    Л. Мазель пишет: «Ритм наблюдается в самых разных областях действительности и находит свои проявления в жизнедеятельности человеческого организма (дыхание, пульс, ходьба). В сфере искусства ритм принадлежит не одной лишь музыке, а также поэзии и танцу» [72]. Многими исследователями ритм понимается « как закономерное чередование или повторение и основанная на них соразмерность» [73]. В «Толковом словаре русского языка» С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой ритм обозначен как «равномерное чередование каких-нибудь элементов (в звучании, в движении)» [74]. Существуют и другие определения ритма, но все они подчеркивают, что ритм – это чередование, повторение элементов. Исходя из этого, мы можем говорить об организующей функции ритма, которая выражена метром.

    Существуют также понятия ритма, который может проявляться и без метра: «Ритм – стремление вперед, заложенное в нем движение и настойчивая сила» [75]. В первую очередь такое определение взаимосвязано с понятием «ритм жизни». В это понятие включают не только внешнее движение, но и внутренне эмоциональное состояние человека.

    В произведениях А. С. Грина ясно слышится «ритм жизни» («Путь», «Далекий путь», «Синий каскад Теллурги», «Табу»…). Его герои постоянно находятся в движении. В душе героев происходит постоянная смена эмоций. Жизнь героев А. С. Грина ритмически организована.

    Герой рассказа «Далекий путь» – Петр Шильдеров – служил столоначальником. Каждый день Петр слышал заунывную музыку своей жизни с однообразным ритмом. «Находясь на службе, я [Петр] замечал, что монотонный шелест бумаги и скрип перьев, постепенно согласуя звуки и паузы, сливающиеся в заунывную мелодию, напоминающую татарскую песню или те неуловимые, но гармоничные мотивы, которыми так богат рельсовый путь под колесами идущего поезда» [76].

    Монотонность музыкального ритма жизни заставила отправиться П. Шильдерова за поиском более созвучных гармоний, за мечтой о лучшей жизни. В его жизни появляются новые музыкальные ритмы: жизнь диких племен, постоянно сопровождаемая ритмичной музыкой; духовные песнопения, отличающиеся стройностью гармоний и размеренными темпами исполнения.

    Организующая функцию ритма, особенно музыкального, явно видна на более низком развитии человеческого существования – на жизни племен. Это своеобразная музыка ударных инструментов простейших духовных:

    «Барабан издал сердитое восклицание, громче завыли дудки; высокие голоса их перебивая друг друга, сливались в тревожном темпе» [77].

    В рассказе «Табу» описывается принятие племенем решения, которое сопровождалось «барабанным боем и плясками» [78].

    Музыкальный ритм организует жизнь солдат. «У темных бараков слышался мерный топот солдатских шеренг. На мгновение все стихло, затем хриплый голос прокричал что-то стремительное, жесткий треск барабана ответил ему резвой дробью <…> Заиграли горнисты» [79]. Дробь барабана сопровождает военные действия: «Полк, построенный в штурмовые колонны, под крик безумных рожков и гром барабанов, бросился к форту».

    Если жизнь солдат обладает четким ритмом, то жизнь «корабельного дня», имеет иной метр. «Ропот водяных струй, обливающих корпус яхты стремительными прикосновениями; топот ног вверху; заглушенный возглас, долетающий как бы из другого мира; дребезжание дверной ручки; ленивый скрип мачт, гул ветра, плеск паруса; танец висячего календаря на стене» [80]. Ритм «корабельного дня» состоит из отдельных ритмических рисунков: «ритмических всплесков весел», мерных ударов волн… Это все «вечная музыка берега и моря» [81]

    К внешнему проявлению ритма можно отнести действия героев. Герой рассказа «Карантин» Сергей «прислушивался к упругому скрипу сапожного носка и снова шел, механически отмечая стук шагов» [82]. Но в этих движениях прослеживается внутреннее состояние героя: «Тяжело, прямыми солдатскими шагами приблизился он [комендант], смотря в лицо Руны. <…>Он поклонился, выпрямился, взял поданную руку, автоматически сжал ее, отпустил и сел против хозяйки. Все это проделал он как бы в темпе внутреннего ровного счета» [83].

    У каждого героя А. С. Грина есть свой «внутренний счет» жизни. В произведениях А. С. Грин часто сравнивает жизнь героев с танцем. Существование Зитора Кассана из рассказа «Лужа Бородатой свиньи» А. Грин охарактеризовал как «бессмысленный танец живота» [84]. Попав на остров своей мечты, Тарт из рассказа «Остров Рено» услышал совершенно другую музыку, музыку свободы. «Ему казалось, что он кружится <…> в странном, фантастическом танце» [85].

    Особое место в творчестве А. Грина занимает «жизнь сердца». И. Дунаевская отмечает: «Изображения жизни сердца является у Грина сквозным, ведущим мотивом его творчества («Племя Сиург», «Трагедия плоскогорья Суан», «Жизнь Гнора», «Алые паруса», «Блистающий мир», «Бегущая по волнам», «Фанданго», «Сердце пустыни»). У Грина сердце – особая страна» [86]. Ритм сердца создает «душевную вибрацию» [87]. Часто «душевная вибрация» звучит как прекрасная мелодия. В рассказе «Фанданго» «Душевная вибрация» передана «полным, быстрым, как полет, ритмом фантастического оркестра» [88]. Ритм жизни Ассоль задавала «музыка звонкого хора» [89], звучащая в ее мечтах. Грэй обладал способностью слышать эту музыку. Два сердца забились в унисон. Сердце Тави исполняло ту же мелодию, что и сердце Друда. Тави и Друд, так же, как и Ассоль с Грэем нашли свою мечту. И. Дунаевская пишет: «Нежный, как лучистый звон, взгляд Тави, выражающий сущность ее сердца, соединяются с нежным перезвоном тысячи колокольчиков, которые поднимают в воздух летательный аппарат Друда» [90]. Эли Стар искал «свою мечту». Ритм его сердца совпал с ритмом музыки древнего племени: «Музыка действовала на него сильнее наркотика» [91].

    Каждый герой А. С. Грина обладает ритмом жизни. Но независимо от этого «ритмически стучит колесо жизни, и самый стук его делается незаметным, как стук маятника. Земля неподвижна. Законы дня и ночи незыблемы» [92].

    «время остановилось и не двинется вперед больше ни на ноту» [93]. Давенат, умирая в тюрьме, «был в самом сердце остановки движения жизни в мертвой точке оси бешено вращающегося колеса бытия» [94].

    В своих произведениях А. С. Грин передает ритм жизни при помощи различных музыкальных образов, музыкальных терминов.

    Ритм жизни Земли передан «божественно-ликующей музыкой» [95]. Герои А. Грина пытается настроиться на звучание ритма Земли. Но это не так просто, так как это музыка «построена по законам, нам неизвестным» [96]. Если герою удается зазвучать в унисон, тогда наступает царство гармонии, к которому стремится герой А. Грина.

    В своих произведениях А. С. Грин изобразил ритм своей эпохи. Начало 20 века ознаменовалась появлением новых механических изобретений. Не все технические новинки нравились А. С. Грину. Чаще всего Александр Степанович негативно отзывался с техническом о прогрессе. Первая жена А. Грина – В. Калицкая вспоминает: «Полеты казались мне грандиозным и захватывающим зрелищем. Совсем иначе воспринял их Александр Степанович. Всю неделю авиации он был мрачен и много пропадал из дому. Когда я с восхищением заговорила о полетах, он сердито ответил, что все эти восторги нелепы: летательные аппараты тяжеловесны и безобразны, а летчики – те же шоферы» [97].

    А. С. Грин с неприязнью отзывался о техническом прогрессе. Эти тенденции прослеживаются и в творчестве писателя. Эстетике механического А. Грин противопоставляет эстетику естественного.

    Александр Степанович выдвигает идею «чистого полета», которым правит «легкий и глубокий экстаз» [98]. Сначала А. Грин поднимает эту тему в новелле «Состязание в Лиссе», а затем наиболее полно эта тема раскрывается в романе «Блистающий мир». Герой «Блистающего мира» Крукс говорит об аэроплане: ни остановиться, ни парить; оглушительный шум, атмосфера завода, хлопотливый труд; сотни калек, трупов <…> несовершенны и грубы те аппараты, которыми вы с таким трудом и опасностью пашет воздух» [99].

    По мнению А. Грина полет на аэроплане не вызывает приятных ощущений, в то время как «чистый полет» вызывает «ощущения подобные гениальному оркестру, озаряющему душу ясным волнением» [100].

    Музыку А. С. Грин относит к эстетике естественного – это не мертвая материя, а одухотворяющая живая сила.

    Музыку ХХ века А. С. Грин относит к эстетике механического. В своем творчестве он негативно отзывается об этой музыке. Александр Каур в рассказе «Фанданго» говорит о звучащей в ресторане музыке: «Я сидел, слушая «Осенние скрипки», «Пожалей ты меня, дорогая», «Чего тебе надо? Ничего не надо» и тому подобную бездарно-истеричную чепуху» [101]. в рассказе «Серый автомобиль» А. Грин описал звучание музыки новых направлений – это, новые композиции, так старательно передающие диссонанс уличного грохота или случайных звуков» [102]. Это музыка не живая. Она состоит из шумов реального мира. А. С. Грин отрицал авангардное искусство.

    «Рай»: «Я – русский с душой мягкой, сосредоточенной, бессильной и тепловатой. Думал я мягко, сосредоточенно, бессильно и тепловато. Любил – мягко, сосредоточенно, бессильно и тепловато. Грустил – мягко, сосредоточенно, бессильно и тепловато. Грустил я мягко, сосредоточенно, бессильно, тепловато» [103]. Произведения А. Грина построены на основе постоянной смены эмоциональных напряжений, разделении их на части со своими кульминационными моментами.

    Итак, в творчестве А. С. Грина музыкальный ритм имеет большое значение в передаче организации жизни героев, жизни природы, а также при композиционном построении литературного произведения.

    Темп жизни героев А. С. Грина задается «внутренней» или «внешней» музыкой. Герои с «чистой» душой способны улавливать музыкальный ритм жизни других людей. Они стремятся настроить струны своей души на звучание других душ. Тогда они становятся ближе к звучанию мира, полного света и гармонии.

    А. С. Грин разрабатывает тему музыкального звучания сердца. Сердце – пульс, дыхание Земли. Если герою удается настроится не только на волну музыкального ритма других людей, но и зазвучать в унисон с музыкой сердца Земли, тогда наступает «откровение гармонии», «сверхъестественная сила» таких созвучий способна «превратить ад в лазурь».

    Живому пению сердца Земли А. С. Грин противопоставляет монотонную мелодию, состоящую из шумов – музыку технического прогресса. Музыка механического состоит из диссонансов, поэтому механический мир А. С. Грина не обладает музыкальным ритмом.

    Особое значение в произведениях А. С. Грина играет тишина. Тишина подчеркивает музыкальность гриновского мира. В тишине отчетливей звучит ритм «сердца Земли». Музыка рождается из тишины. «Послушайте тишину!» – говорит Ивлет из рассказа «На склоне холмов» [104]. Прислушавшись к совету Ивлета, герои А. С. Грина слушают тишину. И тишина никогда не бывает беззвучной. Слушая тишину, герои Грина слышат «музыку тишины» [105]. Музыка тишины - это «мелодия лесных шорохов» [106], «мелодия спящего воздуха» [107], «ритм сердца» [108], «голос отдаленных предчувствий» [109]. Для каждого человека звучит своя «музыка тишины»: «Неслышный призрачный звон ночи пришел у ней [Ассунте] из бархатных глубин мрака, звон маленьких колокольчиков пение земли, игра микроскопических цитр, взволнованная жизнь крови» [110]. Тишина, обладающая музыкой – «живая тишина» [111].

    В произведениях А. Грина существует и другая тишина – «мертвая» [112]. Такая тишина не имеет музыки. «Мертвая тишина стояла вокруг. С улицы сквозь плотно закупоренное окно не доносилось ни одного звука. Тишина эта была ненужной» [113]. Часто подобная тишина ассоциируется со смертью. Мертвая тишина слышится в городе, охваченной чумой: «Всадник бессознательно остановился, изумленный отчетливой тишиной города» [114]. В рассказе «Третий этаж» на третьем этаже дома сошлись три человека, которые готовились умереть насильственной смертью: «В обыкновенное время они, конечно, поразились бы тем, что вся улица от вокзала до рынка, погружена в страшную, удушливую тишину» [115].

    В тишине яснее слышно внутренне состояние героев А. Грина, их мысли, их чувства. «Тишина, только тишина и безлюдье – вот что было нужно ему [Лонгрену] для того, чтобы все самые слабые и спутанные голоса внутреннего мира зазвучали понятно» [116].

    Тишина обостряет чувства людей, и тогда она становится «гнетущей». «Наступила глубокая, острая тишина. <…> Цирк неслышно дышал. Заразительное ожидание проникло из души в душу, напрягая чувства» [117]. Такая тишина предшествовала выступлению Друда. Тишина может навевать тревогу: «тишина, глубокая, печальная тишина леса, навевала тревожные, неотступные мысли, не давала заметить Петунникову густых пряных испарений вечереющего дня» [118].

    «Великая пустынная тишина, окружала его [Аяна]. Он встрепенулся; протяжный далекий гул рос волнение охватило мрак, в ушах зазвенел стремительный прилив крови» [119].

    Итак, в данной части мы расмотрели образ тишины и пришли к следующим выводам:

    Во-вторых, тишина помогает наиболее полно раскрыть функции музыки, т. к. в тишине яснее улавливается психологическое состояние героя.

    В-третьих, как и музыка, тишина связана с миром света и миром тьмы. А. Грин изображает «живую» и «мертвую» тишину. «Живая» тишина обладает душой, т. е. музыкой. «Такая тишина подчеркивает «божественное» начало музыки, ее высокий духовный смысл.

    «Мертвая» тишина А. С. Грина связана с образом смерти.

    В-четвертых, А. С. Грин наделяет тишину теми же функциями, что и музыку, например, функцией создания эмоционального фона.

    В-пятых, в тишине четче слышен музыкальный ритм – организующее начало жизни в «стране» А. Грина.

    Примечания:

    [1] Автобиографическая повесть // Воспоминания об А. Грине. Л., 1972. С. 24.

    [3] Калицкая В. Из воспоминаний // Воспоминания об А. Грине. Л. 1972. С. 200.

    [4] Калицкая В. Из воспоминаний // Воспоминания об А. Грине. Л. 1972. С. 200.

    [5] Грин А. С. Собр. соч.: в 6 томах, М., 1980, Т. 3. С. 238.

    [6] Грин А. С. Собр. соч.: в 6 томах, М., 1980, Т. 1. С. 457.

    [8] Грин А. С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1980. Т. 6. С. 300.

    [9] Грин. А. С. Собр. соч.: В. 6 т. М., 1980. Т. 6. С. 300.

    [10] Грин А. С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1980. Т. 5. С. 194.

    [11] Грин А. С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1980. Т. 5. С. 249.

    [13] Грин А. С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1980. Т. 3. С. 47.

    [14] Грин А. С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1980. Т. 3. С. 48.

    [16] Грин А. С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1980. Т. 3. С. 15.

    [18] Грин А. С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1980. Т. 3. С. 54.

    [19] Грин А. С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1980. Т. 3. С. 28.

    [20] Грин А. С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1980. Т. 3. С. 144.

    [21] Грин А. С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1980. Т. 3. С. 144.

    [23] Грин А. С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1980. Т. 6. С. 418.

    [24] Грин А. С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1980, Т. 6. С. 418.

    [25] Михайлова Л. А. Грин. Жизнь. Личность. Творчество. М., 1980. С. 145.

    [26] Грин А. С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1980. Т. 2. С. 27.

    [28] Грин А. С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1980. Т. 1. С. 299.

    [29] Грин А. С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1980. Т. 3. С. 39.

    [30] Грин А. С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1980. Т. 3. С. 58.

    [31] Асафьев Б. Речевая интонация. М. -Л., 1965. С. 7.

    [33] Грин А. С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1980. Т. 5. С. 427.

    [34] Грин А. С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1980. Т. 1. С. 350.

    [35] Мазель Л. О природе и средствах музыки. М., 1991. С. 7.

    [38] Грин А. С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1980. Т. 2. С. 147.

    [39] Грин А. С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1980. Т. 2. С. 147.

    [40] Грин А. С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1980. Т. 4. С. 159.

    [41] Грин А. С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1980. Т. 1. С. 259.

    [43] Грин А. С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1980. Т. 5. С. 249.

    [44] Грин А. С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1980. Т. 1. С. 269.

    [45] Грин А. С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1980. Т. 2. С. 203.

    [46] Грин А. С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1980. Т. 1. С. 349.

    [48] Мазель Л. О природе и средствах музыки. М., 1991. С. 17.

    [49] Музыкальная энциклопедия. М., 1981. Т. 5. с. 423.

    [50] Дунаевская И. К. Этико-эстетическая концепция … Рига, 1988. С. 41.

    [51] Грин А. С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1980. Т. 5. С. 433.

    [53] Грин А. С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1980. Т. 3. С. 53.

    [54] Грин А. С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1980. Т. 2. С. 204.

    [55] Гозенпуд А. А. Достоевский и музыка. Л., 1971. С. 35.

    [56] Грин А. С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1980. Т. 3. С. 343.

    [58] Грин А. С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1980. Т. 5. С. 213.

    [59] Грин А. С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1980. Т. 4. С. 315.

    [60] Грин А. С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1980. Т. 1. С. 170.

    [61] Грин А. С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1980. Т. 1. С. 338.

    [63] Грин А. С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1980. Т. 1. С. 82.

    [64] Грин А. С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1980. Т. 3. С. 53.

    [65] Грин А. С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1980. Т. 1. С. 40.

    [66] Грин А. С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1980. Т. 5. С. 210.

    [68] Грин А. С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1980. Т. 3. С. 66.

    [69] Грин А. С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1980. Т. 2. С. 394.

    [70] Грин А. С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1980. Т. 3. С. 117.

    [71] Грин А. С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1980. Т. 2. С. 195.

    [73] Музыкальная энциклопедия / ред. Ю. Келдыш. М., 1978. Т. 4. С. 658.

    [74] Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1995. С. 669.

    [75] Музыкальная энциклопедия / ред. Ю. Келдыш. М., 1978. Т. 4. С. 658.

    [76] Грин А. С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1980. Т. 2. С. 136.

    [79] Грин А. С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1980. Т. 2. С. 309.

    [80] Грин А. С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1980. Т. 2. С. 460.

    [81] Грин А. С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1980. Т. 4. С. 15.

    [83] Грин А. С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1980. Т. 3. С. 120.

    [84] Грин А. С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1980. Т. 2. С. 168.

    [85] Грин А. С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1980. Т. 1. С. 257.

    [86] Дунаевская И. Этико-эстетическая концепция человека и природы… Рига, 1988. С. 36.

    [88] Грин А. С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1980. Т. 5. С. 480.

    [89] Грин А. С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1980. Т. 3. С. 49.

    [90] Дунаевская И. Этико-эстетическая концепция… Рига, 1988 с. 38.

    [91] Грин А. С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1980. Т. 2. С. 28.

    [93] Грин А. С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1980. Т. 1. С. 45.

    [94] Грин А. С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1980. Т. 6. С. 144.

    [95] Грин А. С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1980. Т. 6. С. 418.

    [96] Грин А. С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1980. Т. 6. С. 419.

    [98] Грин А. С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1980. Т. 3. С. 162.

    [100] Грин А. С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1980. Т. 4. С. 446.

    [101] Грин А. С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1980. Т. 5. С. 433.

    [103] Грин А. С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1980. Т. 1. С. 160.

    [104] Грин А. С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1980. Т. 1. С. 415.

    [105] Грин А. С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1980. Т. 1. С. 257.

    [106] Грин А. С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1980. Т. 1. С. 293.

    [108] Грин А. С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1980. Т. 1. С. 257.

    [109] Грин А. С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1980. Т. 1. С. 444.

    [110] Грин А. С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1980. Т. 1. С. 263.

    [111] Грин А. С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1980. Т. 1. С. 148.

    [113] Грин А. С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1980. Т. 2. С. 38.

    [114] Грин А. С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1980. Т. 1. С. 272.

    [115] Грин А. С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1980. Т. 1. С. 272.

    [116] Грин А. С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1980. Т. 3. С. 59.

    [118] Грин А. С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1980. Т. 1. С. 207.

    [119] Грин А. С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1980. Т. 1. С. 357.

    Введение
    Глава: 1 2 3
    Заключение