• Приглашаем посетить наш сайт
    Дмитриев (dmitriev.lit-info.ru)
  • Максимова О.: "Музыка в творчестве А. Грина".
    Заключение

    Глава: Введение
    Глава: 1 2 3
    Заключение

    Заключение

    В данной работе предпринята попытка осветить вопросы связанные с ролью музыки в творчестве Александра Степановича Грина. Мы считаем, что поставленные задачи выполнены. Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.

    1. Творчество А. Грина свидетельствует о музыкальности писателя, о его чутком восприятии музыки. Понимание музыки отражено в размышлениях А. Грина, суждениях его героев, в сюжетах произведений. Суть его в том, что для Александра Степановича музыка – «светящийся первоисточник», царящий над реальным миром. В произведениях писателя музыка связана с образом недоступной человеку красоты, которая является печальным контрастом действительности. Власть и очарование этой музыки велики. Божественная музыка побеждает пошлость реальности и дает герою возможность подняться над действительностью.

    2. В творчестве А. Грина музыка часто является средством передачи психологического состояния героя. Музыка звучит там, где слово затрудняется передать едва уловимые переливы человеческой души.

    В своих произведениях А. С. Грин рисует образ идеального героя, обладающего внутренней гармонией. Частью души такого человека является музыка, полная красоты и стройности созвучий.

    В «стране» А. Грина музыка звучит не только в душах идеальных героев, но и в душах остальных ее жителей. Чаще всего это люди с низменной душой, на которых возвышенная музыка действует раздражающе. Их музыка дисгармонична, основана на диссонансах.

    3. Высшим предназначением человека А. С. Грин считает творчество, оно прежде всего и создает внутренний мир. Но произведения искусства, созданные героями А. Грина, должны служить людям во имя Правды, Красоты, Любви, Свободы. Только такое искусство – творчество у А. Грина имеет право на существование. Музыка по своей природе воздействует на эмоциональную сторону личности человека. Когда музыкальное произведение не находит отклика в душах людей, это творение становится бессмысленным.

    Писатель считает, что современное авангардное искусство разрушительно для людей, потому что оно не несет света и доброты. На протяжении всей своей жизни А. С. Грин отрицал авангардное искусство (футуризм, кубизм …), причисляя его к миру механики, а значит – к бездуховному миру.

    4. Людскую общность А. С. Грин сравнивает с оркестром, звучание которого зависит от слаженной игры музыкантов, от звучания отдельных инструментов, каждый из которых, исполняя общую мелодию, способствует обогащению звучащей музыки. Человек в мире А. Грина – музыкальный инструмент. Неверное исполнение мелодии своей жизни способно вывести из состояния гармонии весь мир, поэтому долгом жителей «Гринландии» автор считает настраивание струн души на основной тон, заданных идеальными героями.

    5. Большое значение А. Грин придает музыкальному ритму, который он наделяет функцией организации жизни. Особый ритм жизни присущ «Гринландии», ритм соотносится с жизненными возможностями героев. Прекрасное А. Грин обнаруживает лишь в сложном ритмическом рисунке; монотонность же являлась символом однообразия и серости жизни.

    6. В произведениях А. Грина музыка тесно соприкасается с миром романтики. В этом аспекте звучащая музыка связана с чудесами, чем-то таинственным, непостижимым. Музыка романтического мира, рождает мечту героя о гармонии, так не хватающей ему в действительности. Это проводник героя А. Грина из мира реальности в мир идеальный.

    7. Музыка создает яркий эмоциональный фон, как правило, лирико-драматический, героический.

    8. Особо необходимо отметить национальный характер музыкальных произведений, звучащих в творчестве А. Грина. В основном это испанская и итальянская народная музыка, а также музыка немецких и французских композиторов. Такие произведения подчеркивают романтизм мира А. Грина. Это музыка «Гринландии» – мира экзотики, ярких красок, необычных названий. Музыка Испании и Италии обладает своеобразным звучанием, зажигающим ритмом, интересной мелодической линией, отличительным тембровым набором музыкальных инструментов, что соответствует колориту романтической страны А. Грина. Музыка русских композиторов звучит в реальном мире. Чаще всего она не имеет такой власти, как музыка романтического мира.

    9. Многие свои произведения А. С. Грин основывает на принципах построения музыкального произведения. В частности, писатель использует метод симфонического нарастания: столкновение добра и зла, непрерывный ввод новых героев, обострение ситуаций, а также яркого звучания музыки и тишины. Накал эмоций в произведениях А. Грина то увеличивается, то уменьшается. Автор использует построение, ведущее к кульминации, которая часто является трагической. 

    Библиографический список:

    1 Грин А. С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1980. Т. 1.

    2 Грин А. С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1980. Т. 2.

    3 Грин А. С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1980. Т. 3.

    4 Грин А. С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1980. Т. 4.

    6 Грин А. С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1980. Т. 6.

    7 Амлинский В. В тени парусов // Новый мир. 1980. №10. С. 238-249

    8 Арнаудов М. Психология литературного творчества. М., 1970.

    9 Асафьев Б. В. Речевая интонация. М.; Л., 1965.

    10 Асафьев Б. В. О музыке ХХ века. Л., 1982.

    11 Белинский В. Г. Взгляд на русскую литературу. М., 1988.

    12 Березовская Л. Н. Александр Грин: Битвы с черновиками // Лит. учеба. М., 1988. №5. С. 117-119.

    13 Борисов Л. И. Волшебник из Гель-Гью. Л., 1971.

    14 Бочковская Т. Я. Герои Гринландии // Наука и религия. 1980. №9. С. 48-49.

    15 Буланов А. М. Притягательная сила мечты // Грин А. С. Алые паруса; Феерия и романы. Волгоград, 1988. С. 237-239.

    16 Важдаев В. Проповедник космопотилитизма // Новый мир. 1950. №1. С. 257-272.

    17 Вержбицкий Н. К. А. Грин. Встречи. М., 1978.

    18 Втхров В. Рыцарь мечты / А. Грин. Собр. соч.: В 6 т. М., 1980. Т. 1. С. 3-34.

    19 Волков К. Слово о музыке. М., 1991.

    20 Вольпе Ц. С. Об авантюрно-психологических новеллах А. Грина // Ц. С. Вольпе Искусство непохожести. М., 1991. С. 22-43.

    21 Воронина Н. И. Огарев и музыка. Саранск. 1981.

    22 Воспоминания об А. Грине / Сост. В. Сандлер. Л., 1972.

    23 Галанов Б. Живопись словом. Человек, пейзаж, вещь. М., 1972.

    24 Гинзбург Л. О психологической прозе. Л., 1971.

    25 Гловацкий Б. С. Лермонтов и музыка. М.; Л., 1964.

    26 Гозенпуд А. А. Избр. ст. Л.; М., 1971.

    27 Гозенпуд А. А. Достоевский и музыка. Л., 1971.

    29 Гозенпуд А. А. Достоевский и музыкально-театральное искусство. Л., 1981.

    30 Гозенпуд А. А. Тургенев И. С. Спб., 1994.

    31 Гуревич П. С. Музыка и борьба идей в современном мире. М., 1984.

    32 Гусев Н., Гольденвейзер. Лев Толстой и музыка. М., 1953.

    33 Дмитриев Н. Мечта разыскивает путь: К 100-летию со дня рождения А. Грина // Учительская газета. 1980. 23 августа. №101. С. 4.

    34 Дунаевская И. К. Этико-эстетическая концепция человека и природы в творчестве Грина. Рига, 1988.

    35 Дьюхерст – Меддок О. Целительный звук. М., 1998.

    36 Заманский Л. Ветер поэзии: К 100-летию со дня рождения А. Грина // Молодая гвардия. 1980. №8. С. 304-311.

    37 Зелинский К. Грин // Красная новь. 1934. №4. С. 199-206.

    38 Зорин В. Повелитель случайностей. Калининград, 1980.

    39 Иванов А. С. Горький в музыке. М., 1969.

    40 Из прошлого советской музыкальной культуры / Сост. Т. Ливанова. М., 1975.

    41 Из прошлого советской музыкальной культуры / Сост. Т. Ливанова. М., 1982.

    42 Искусство в мире духовной культуры / Отв. ред. Е. П. Шудря. Киев, 1985.

    43 Искусство / Сост. М. В. Алпатов, Н. Н. Ростовцев. М., 1989.

    44 Келдыш Ю. В. Очерки и исследования по истории русской музыки. М., 1978.

    45 Киркин Ю. В. А. Грин. М., 1980.

    46 Клитко А. Земля Грина: К 100-летию со дня рождения писателя // В мире книг. 1980. №8. С. 58-59.

    47 Кобзев Н. А. Роман Александра Грина. Кшинев, 1983.

    48 Ковский В. А. Грин. Преображение действительности. Фрунзе, 1966.

    49 Ковский В. Романтический мир А. Грина. М., 1969.

    50 Ковский В. Возвращение к Александру Грину // Вопр. лит. 1981. №10. С. 45-87.

    52 Ковский В. реалисты и романтики. М., 1990.

    53 Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. М., 1964. Т. 2.

    54 Крюков А. Н. Тургенев и музыка. Л., 1963.

    55 Левая Т. Н. Русская музыка начала ХХ века в художественном контексте эпохи. М., 1991.

    56 Левидов А. М. Литература и действительность. Л., 1987.

    57 Левитан Л. С., Цилевич Л. М. Основы изучения сюжета. Рига. 1990.

    58 Ливанова Т. Н. Русская музыкальная культура XVIII века. М., 1952. Т. 1.

    59 Ливанова Т. Н. Русская музыкальная культура XVIII века. М., 1953. Т. 2.

    60 Ливанова Т. Н. Музыка в произведениях М. Горького.

    61 Лукашевич В. Гриновские паруса: В творчестве А. С. Грина // Красная звезда. 1986. 13 сентября №212. С. 4.

    62 Мазель Л. О природе и средствах музыки. М., 1991.

    63 Маймин Е. А. О русском романтизме. М., 1975.

    64 Матвеева Н. Незарастающий след Грина // Лит. газ. 1981. №52. С. 5.

    65 Михайлова Л. А. Грин. Жизнь. Личность. Творчество. М., 1980.

    66 Музыкальная энциклопедия / Гл. ред. Ю. В. Келдыш. М., 1976. Т. 3.

    67 Музыкальная энциклопедия / Гл. ред. Ю. В. Келдыш. М., 1976. Т. 4.

    68 Музыкальная энциклопедия / Гл. ред. Ю. В. Келдыш. М., 1976. Т. 5.

    69 Одоевский В. Ф. Музыкально-литературное наследство. М., 1956.

    70 Одоевский В. Ф. О литературе и искусстве. М., 1982.

    71 Ранние формы искусства: Сб. ст. / Сост. С. Ю. Неклюдов. М., 1972.

    73 Реизов Б. Г. История и теория литературы. Л., 1986.

    75 Россельс В. Н. На грани мечты… // Лит. газ. 1980. 22 августа. №34. С. 18.

    76 Русская музыка на рубеже ХХ века / Отв. ред. М. К. Михайлова и Е. М. Орлова. М; Л., 1966.

    78 Сохор А. Н. Маяковский и музыка. М., 1965.

    79 Страницы истории русской музыки. Л., 1973.

    80 Тараканов М. Музыкальная культура РСФСР. М., 1987.

    81 Тарасенко Н. Ф. Дом Грина. Симферополь, 1979.

    83 Тюменева Г. А. Гоголь и музыка. М., 1966.

    84 Харчев В. В. Поэзия и проза Грина. Горький, 1975.

    85 Харчев В. В. Крылатый человек: К 100-летию со дня рождения А. С. Грина. // Лит. в школе. М., 1980. ;3. С. 72-74.

    86 Хопрова Т. Музыка в жизни и творчестве А. Блока. Л., 1974.

    88 Чуковский К. И. Современники. М., 1963.

    89 Шагинян М. А. С. Грин // Красная новь. 1933. №5. С. 171-173.

    90 Шкловский В. Тропа в Старый Крым // Юность. 1967. №7. С. 91-92.

    91 Шкловский В. Три встречи с А. С. Грином: К 100-летию со дня рождения А. С. Грина // Лит. в школе. М., 1980. №4. С. 72-74.

    93 Яворский Б. Л. Статьи. Воспоминания. Переписка. М., 1972.

    94 Яворский Б. Л. Избр. тр. М., 1987. Т. 1. 4. 2.

    95 Яковлев В. В. Пушкин и музыка. М., 1957.

    96 Ямпольский И. М. Крылов и музыка. М., 1970.

    Введение
    Глава: 1 2 3
    Заключение

    Раздел сайта: