• Приглашаем посетить наш сайт
    Ломоносов (lomonosov.niv.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1923"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G I L M N P Q R S T V W X
    Поиск  
    1. Варламов А.: Александр Грин. Глава IX. Красные и алые паруса
    Входимость: 8. Размер: 69кб.
    2. Варламов А.: Александр Грин. Литература о жизни и творчестве А. С. Грина
    Входимость: 7. Размер: 8кб.
    3. Варламов А.: Александр Грин. Глава XII. «Волшебник или сумасшедший»
    Входимость: 7. Размер: 81кб.
    4. Варламов А.: Александр Грин. Глава X. Портрет Веры Павловны
    Входимость: 6. Размер: 70кб.
    5. Царькова Ю.: Дорога к алым парусам
    Входимость: 4. Размер: 19кб.
    6. Яблоков E. A.: "Александр Грин и Михаил Булгаков"
    Входимость: 4. Размер: 35кб.
    7. Варламов А.: Александр Грин. Глава XIV. Юг и север
    Входимость: 4. Размер: 99кб.
    8. Грин Н.Н.: Из записок об А. С. Грине. Часть III
    Входимость: 4. Размер: 30кб.
    9. Царькова Ю.: "В уме своем я создал мир иной... "
    Входимость: 3. Размер: 28кб.
    10. Грин Н.Н.: Из записок об А. С. Грине.
    Входимость: 3. Размер: 48кб.
    11. Сандлер В.: Вокруг Александра Грина. Жизнь Грина в письмах и документах. Часть 6
    Входимость: 3. Размер: 56кб.
    12. Яловая Наталья. Александр Грин: хроника жизни и творчества. 1911-1925
    Входимость: 3. Размер: 61кб.
    13. Варламов А.: Александр Грин. Глава XIII. Охота на крыс
    Входимость: 3. Размер: 67кб.
    14. Большие пожары. Роман 25 писателей. А. Аросев. Глава XXIII. "Марсианин"
    Входимость: 2. Размер: 16кб.
    15. Большие пожары. Роман 25 писателей. Владимир Лидин. Глава VIII. Разговор в отеле "Бельвю"
    Входимость: 2. Размер: 18кб.
    16. Арнольди Э.: "Беллетрист Грин... "
    Входимость: 2. Размер: 57кб.
    17. Большие пожары. Роман 25 писателей. Константин Федин. Глава XV. Итоги и перспективы
    Входимость: 2. Размер: 20кб.
    18. Вихров В.: Рыцарь мечты
    Входимость: 2. Размер: 99кб.
    19. Большие пожары. Роман 25 писателей. Михаил Зощенко. Глава XIX. "Златогорская, качай!"
    Входимость: 2. Размер: 11кб.
    20. Путешественник Уы-Фью-Эой
    Входимость: 1. Размер: 8кб.
    21. Максимова О.: "Музыка в творчестве А. Грина".
    Входимость: 1. Размер: 27кб.
    22. Большие пожары. Роман 25 писателей. Юрий Либединский. Глава VI. Пять героев пролетарского происхождения
    Входимость: 1. Размер: 26кб.
    23. Гладиаторы
    Входимость: 1. Размер: 7кб.
    24. Пропавшее солнце
    Входимость: 1. Размер: 11кб.
    25. Варламов А.: Александр Грин. Основные даты жизни и творчества А. С. Грина
    Входимость: 1. Размер: 29кб.
    26. Большие пожары. Роман 25 писателей. Вера Инбер. Глава XX. Дошел до ручки!
    Входимость: 1. Размер: 17кб.
    27. Большие пожары. Роман 25 писателей. Введение
    Входимость: 1. Размер: 35кб.
    28. Словоохотливый домовой
    Входимость: 1. Размер: 10кб.
    29. Как бы там ни было
    Входимость: 1. Размер: 9кб.
    30. Лошадиная голова
    Входимость: 1. Размер: 31кб.
    31. Большие пожары. Роман 25 писателей. Алексей Толстой. Глава XVII. Бабочки
    Входимость: 1. Размер: 19кб.
    32. Фанданго. Глава X
    Входимость: 1. Размер: 56кб.
    33. Большие пожары. Роман 25 писателей. Феоктист Березовский. Глава X. Предчувствие
    Входимость: 1. Размер: 18кб.
    34. Довбня А.: Капитан сочиненных морей
    Входимость: 1. Размер: 11кб.
    35. Сердце пустыни
    Входимость: 1. Размер: 17кб.
    36. Варламов А.: Александр Грин. Глава XV. Бегущая
    Входимость: 1. Размер: 52кб.
    37. Большие пожары. Роман 25 писателей. А. Грин. Глава I. Странный вечер
    Входимость: 1. Размер: 17кб.
    38. Ива
    Входимость: 1. Размер: 49кб.
    39. Большие пожары. Роман 25 писателей. Ефим Зозуля. Глава XXIV. Последний герой романа
    Входимость: 1. Размер: 18кб.
    40. Убийство в Кунст-Фише
    Входимость: 1. Размер: 11кб.
    41. Олеша Ю.: Писатель - уник
    Входимость: 1. Размер: 11кб.
    42. Большие пожары. Роман 25 писателей. Леонид Леонов. Глава V. Плохие последствия
    Входимость: 1. Размер: 17кб.
    43. Приказ по армии
    Входимость: 1. Размер: 7кб.
    44. Грин Н.Н.: Из записок об А. С. Грине. Часть II
    Входимость: 1. Размер: 113кб.
    45. Большие пожары. Роман 25 писателей. Л. Никулин. Глава II. Больная жемчужина
    Входимость: 1. Размер: 17кб.
    46. Коростелёва В.: Кругосветка Александра Грина
    Входимость: 1. Размер: 7кб.
    47. Большие пожары. Роман 25 писателей. В. Каверин. Глава XXII. Возвращение пространства
    Входимость: 1. Размер: 14кб.
    48. Варламов А.: Александр Грин. Глава XI. Богоискательство.
    Входимость: 1. Размер: 61кб.
    49. Большие пожары. Роман 25 писателей. А. Новиков-Прибой. Глава XII. Страшная ночь
    Входимость: 1. Размер: 21кб.
    50. Гениальный игрок
    Входимость: 1. Размер: 9кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Варламов А.: Александр Грин. Глава IX. Красные и алые паруса
    Входимость: 8. Размер: 69кб.
    Часть текста: Одни считали, что Грин был более революционен, другие, что менее, но высказывать все до конца не давала цензура, точно так же, как теперь верно расставить акценты порой мешает конъюнктура. Когда в недавней очень толковой статье Алексея Вдовина «Миф Александра Грина» читаем про нашего героя, что «от социальных потрясений он спасался в тихой заснеженной Финляндии или цветущем Крыму. Верный инстинкт писателя позволял ему вовремя отойти в сторону. Это в конечном итоге и помогло Грину создать свой мир и свой миф»,[171] – звучит это красиво, но не совсем точно, ибо наслаивает миф на миф. Мифы с противоположным знаком, придуманные в 60-е годы Вл. Сандлером и Э. Алиевым, напротив, представляют Грина писателем революционным, изображавшим Февральскую революцию сатирически, а Октябрьскую приветствовавшим, «глубже воспринимавшим революционные события, чем кажется на первый взгляд», и верящим в «неизбежность нового революционного переворота».[172] А потому лучше всего обратиться к фактам и текстам. Известно, что в декабре 1916-го Грин был выслан из Петрограда за непочтительный отзыв о царе и уехал в «тихую заснеженную Финляндию», известно также его негативное отношение к Распутину. О последнем вспоминает СоколовМикитов: «Как-то на перроне Царскосельского вокзала встретился нам Распутин. ...
    2. Варламов А.: Александр Грин. Литература о жизни и творчестве А. С. Грина
    Входимость: 7. Размер: 8кб.
    Часть текста: и первой эмиграции. М., 1998. Блок А. А. Записные книжки 1901–1920. М., 1965. Блок Г. П. Рец. на кн.: Грин А. С. Бегущая по волнам. М.; Л., 1928 // Книга и профсоюзы. 1928. № 10. Бобров С. П. Рец. на кн.: Грин А. С. Алые паруса. М.; Пг., 1923 // Печать и революция. 1923. № 3. Бондаренко Г. В. Феерия навсегда! К 120-летию со дня рождения Александра Грина // Православный интернет-журнал «Соборность». Борисов Л. И. Волшебник из Гель-Гью. Романтическая повесть. Л., 1972. Будницкий О. В. Предисловие к книге «Женщины-террористки. Бескорыстные убийцы». Ростов н/Д., 1996. Важдаев В. М. Проповедник космополитизма: Нечистый смысл «чистого искусства» Александра Грина // Новый мир. 1950. № 1. Валентинов Н. Рец. на кн.: Грин А. С. Рассказы. СПб., 1910. Т. 1 // Киевская мысль. 1910. 16 марта. Вдовин А. Миф Александра Грина (К 120-летию со дня рождения) // Урал. 2000. № 8. Вихров В. Рыцарь мечты // Грин А. С. Собр. соч.: В 6 т. М.: Правда, 1965. Т. 1. Воспоминания об Александре Грине / Сост., вступ., примеч. Вл. Сандлера. Л., 1972. Войтоловский Л. Н. Литературные силуэты: А. С. Грин // Киевская мысль. 1910. 24 июня. Войтоловский Л. Н. Летучие наброски: Александр Грин // Киевская мысль. 1914. 3 мая. Горнфельд А. Г. Рец. на кн.: Грин А. С. Рассказы. СПб., 1910. Т. 1 // Русское...
    3. Варламов А.: Александр Грин. Глава XII. «Волшебник или сумасшедший»
    Входимость: 7. Размер: 81кб.
    Часть текста: закуски и блюда сменялись на столе. Дорогие вина, сохранившиеся невесть как еще с дореволюционных времен, вызывали общее удивление… Наверное, все, что мог тогда дать „Блистающий мир“, было проедено и пропито в этом зале!» – писал один из участников банкета.[299] На самом деле все, конечно, пропито и проедено не было. По воспоминаниям Нины Николаевны Грин, Александр Степанович привез домой множество бумажных ассигнаций, хранить которые смысла не было, потому что из-за инфляции через месяц они могли обесцениться. Вера Павловна Калицкая, неизменный советчик молодой пары, сама жившая в ту пору весьма обеспеченно благодаря успешному замужеству, посоветовала обменять ассигнации на золотые пятирублевки на «черной бирже», которая располагалась на Васильевском острове. Они накрыли стол белой скатертью, разложили деньги полукругом, и Грин предложил жене «сделать из „Блистающего мира“ не комоды и кресла, а веселое путешествие». «– Не будем думать о далеких завтрашних днях и сегодняшних нуждах, а весело и просто поедем в Крым. Ты никогда не была там, а я был и люблю его. Едем в Крым и, пока не истратим всего этого блеска, не вернемся».[300] Ехали в мягком вагоне, жили в дорогом частном пансионе, которые как...
    4. Варламов А.: Александр Грин. Глава X. Портрет Веры Павловны
    Входимость: 6. Размер: 70кб.
    Часть текста: к Александру Степановичу без предупреждения, я нашла дверь в его комнату полуоткрытой. Я увидела на столе два прибора: тарелочки из папье-маше, бумажные салфеточки; стояла нехитрая закуска и немного сладкого. Лежала записка: „Милая Ниночка, я вышел на десять минут. Подожди меня. Твой Саша“. Я поспешила уйти. Тщательность, с которой было приготовлено угощенье, напомнила мне первый год нашей любви. Я поняла, что ожидаемая женщина – новая серьезная любовь Александра Степановича».[220] Так писала Калицкая в своих воспоминаниях. А Нине Николаевне Грин впоследствии рассказывала: «Прочла я эту записочку и не в пример предыдущим связям Грина, возбуждавшим мою брезгливость, вдруг почувствовала что-то настоящее. И стало мне тепло на сердце, что, наконец, этот трудный человек нашел для души. Очень хотелось на вас посмотреть, но боялась смутить вас и поспешно ушла, не оставив ему записку. А через несколько месяцев Александр Степанович нас познакомил, и в смутном предчувствии...
    5. Царькова Ю.: Дорога к алым парусам
    Входимость: 4. Размер: 19кб.
    Часть текста: опускается занавес. А. Грин. [1] «Алые паруса» одно из самых известных произведений Александра Грина. Впервые отдельным изданием феерия была опубликована в 1923 году [2], однако первоначальный замысел «Алых парусов» возник уже в 1916-17 гг. История замысла феерии достаточно сложна: это первая попытка Грина написать крупное эпическое произведение. Цель не была достигнута, но именно, начиная с 1917-го года, во время работы писателя над «Алыми парусами» формируется большинство основных мотивов дальнейшего творчества Грина, зарождаются сюжеты и темы, которые будут воплощены писателем в последующих романах и рассказах. «Алые паруса» стали отправной точкой для создания писателем романа «Блистающий мир» (1923), здесь же впервые появляется мотив «импульса», мотив движения и поиска Несбывшегося, который Грин разовьет в романе «Бегущая по волнам» (1927), впервые появляется мотив завораживающего танца фанданго (рас. «Фанданго» (1927)). При всей популярности и известности феерии история её создания до сих пор не стала предметом отдельного исследования, не были систематизированы и черновые записи писателя, относящиеся к времени создания «Алых парусов». Это и стало целью настоящей публикации. С мая 1912 года Грин практически постоянно живет в Петрограде. Писатель восстанавливает старые литературные...
    6. Яблоков E. A.: "Александр Грин и Михаил Булгаков"
    Входимость: 4. Размер: 35кб.
    Часть текста: сюжетной линии Воланда и гриновского рассказа (см.: Чудакова 1976). Писатели, как известно, были знакомы лично. В 1924 г. Грин поселился в Крыму. Летом 1925 г. он встретился с Булгаковым в Коктебеле, у М. Волошина — об этом вспоминает Л. Белозерская-Булгакова (Белозерская 1989, с. 116 – 117); правда, по ее словам, встреча была единственной – в то время как, по сообщению Ю. Первовой, вдова Грина Нина Николаевна рассказывала, что Булгаков после этой встречи неоднократно бывал у них в гостях. Но как бы то ни было, есть основания думать, что еще до знакомства с Грином Булгаков довольно основательно знал его творчество, по крайней мере гриновские произведения первой половины 20-х годов. Именно в это время Булгаков входил в большую литературу, активно следил за новинками. То, что книги Грина вполне могли быть в кругу булгаковского чтения, весьма легко допустить: писателей сближал своеобразный синтез в их произведениях бытового и фантастического (хотя по отношению к Грину употребление этих понятий не вполне точно), любовь к ярким, сочным – «экзотическим» – деталям, сюжетам, характерам. Разумеется, значительны и различия: скажем, «фельетонность», существенная для манеры Булгакова, Грину была несвойственна. Однако допущения нуждаются в подкреплении фактами. Нам представляется, что следы гриновского влияния, «переклички» с его произведениями начала 20-х годов можно обнаружить по крайней мере в трех произведениях Булгакова. Во-первых, стоит вспомнить о том, что весной 1923 г. на экраны вышел художественный фильм «Поединок» (второе название – «Последняя ставка мистера Энниока») режиссера В. Гардина; сценарий Г. Вечора был написан «по мотивам» рассказа Грина 1912 г. «Жизнь Гнора». Сценарист обошелся с первоосновой до такой степени...
    7. Варламов А.: Александр Грин. Глава XIV. Юг и север
    Входимость: 4. Размер: 99кб.
    Часть текста: Юг и север Глава XIV ЮГ И СЕВЕР Окружена высокими холмами, Овечьим стадом ты с горы сбегаешь И розовыми, белыми камнями В сухом прозрачном воздухе сверкаешь. Качаются разбойничьи фелюги, Горят в порту турецких флагов маки Тростинки мачт, хрусталь волны упругий И на канатах лодочки-гамаки. Так писал Мандельштам о Феодосии. Такой увидели ее Грины. Они уехали из Петрограда в мае 1924 года. Спешно продали за бесценок только что купленную и отремонтированную квартиру и все, что в ней находилось, и уехали. Уехали, потому что мечтали о Крыме с тех пор как побывали в нем год назад, уехали, потому что там была дешевле жизнь, но самое главное, уехали потому, что Нина Грин хотела уберечь мужа от петроградского пьянства, и переезд их был не чем иным, как бегством. «Александр Степанович начал втягиваться в богемскую компанию, и это привело нас к переезду на юг…»[364] – вот и все, что было написано об этом в опубликованных в 1972 году доступных широкой общественности мемуарах Нины Николаевны Грин. Но в архиве Грина и в маленькой книжице ее воспоминаний, что вышла тиражом 300 экземпляров в Симферополе в 2000 году, есть одна глава. Называется она «Грин и вино». К ней и обратимся. «Эта страница нашей жизни требует особого внимания и, может быть, особого отношения. Чтобы было понятно мое отношение к ней, немного расскажу о себе. Я по отцу из рода алкоголиков – пили деды, прадеды, дяди и даже женщины. И, маленькая, я запомнила пьяную тетю Лизу, расхлястанную, страшную, то пляшущую, то поющую, то рыдающую. Лет десяти я случайно попала в кладовую, где стоял составленный на ночь пасхальный стол и много вина. Что толкнуло меня, ребенка, к этому вину – не знаю, но я допилась допьяна. И почувствовала сладость вина и, проснувшись после нескольких часов тяжелого сна,...
    8. Грин Н.Н.: Из записок об А. С. Грине. Часть III
    Входимость: 4. Размер: 30кб.
    Часть текста: проникать через себя в сущность других людей, тем он талантливее и разнообразнее. Он как бы всевоплощающий актер. Мне лично довольно познать себя и женщину, любимую и любящую меня. Через них я вижу весь свой мир, темный и светлый, своп желания и действительность. И, какова бы она ни была, она вся выразилась в образах, мною созданных. Оттого я и говорю смело: в моих книгах — моя биография. Надо лишь уметь их прочесть». «Бегущая по волнам» — один из самых автобиографических романов Грина. Это рассказ, в поэтических словах изображающий искания и находки Александра Степановича. Вступление о «Несбывшемся» — не личное ли звучит в нем? Ребенком, прочтя «Молли и Нолли» Кота-Мурлыки (Вагнера), затосковал он о той любви, жажда которой потом всю жизнь сопровождала его. Вот как рассказывал он мне об этом: «Я не знаю, что со мною стало, когда я прочел эту сказку, я не понимал тогда ни слова «любовь», ни всего сопровождающего это слово, но детская душа моя затомилась, и теперь, переведя это на язык взрослых, я как бы сказал себе: «Хочу такого для себя!» Это был первый стук в душу моих мужских чувств. Потом я узнал о Коте-Мурлыке, об этом человеке с пестрой душой, сказавшем вовремя мне, ребенку, верное поэтическое слово. Это был первый цветок в венке событий, о которых я тогда не знал. Было мне лет восемь. Это было как слова Эгля для маленькой Ассоль. Я рос, жизнь била, трепала и мучила меня, а образ Молли не умирал и всё рос в моей душе, в моем понимании счастья». И прелестные и дурные были на пути Грина. Биче Сениэль — итог...
    9. Царькова Ю.: "В уме своем я создал мир иной... "
    Входимость: 3. Размер: 28кб.
    Часть текста: от знакомого нам мира” [1]. Закономерность, отмеченная исследователем, универсальна и в словесном творчестве проявляется не менее ярко, чем в изобразительном. Особенности функционирования этой тенденции в словесном творчестве рассматривает в одной из своих статей Е. М. Неёлов [2]. По его мнению, “если тенденция к созданию “своего мира” у того или иного писателя “претерпевает усиление, “возможный мир” в глазах читателей зачастую превращается в “невозможный”, и нарушение принятой в тексте нормы условности приводит к появлению “фантастического мира” как особой разновидности мира художественного” [3]. Фантастический мир, с одной стороны, “жанрово обусловлен”, с другой, – “может носить индивидуально авторский характер”. “Индивидуально-авторское и жанрово-обусловленное в творчестве конкретных писателей” (Гоголя, Андерсена, в литературе ХХ века - Замятина, Булгакова, Грина, Бредбери, Ефремова, Стругацких), по мысли Е. М. Неёлова, “сливаются воедино”. Вымышленный мир Грина не раз становился предметом исследования. Впервые об особенностях мира Грина, его вымышленной стране упоминается уже в рецензиях 1910-х годов [4]. В 1934 году К. Зелинский в своем предисловии к сборнику рассказов Грина описывает особенности вымышленной страны писателя и даже предлагает название – “Гринландия” [5]. Это название прочно закрепилось за страной Грина и используется современными литературоведами. В 1969 году вышла монография В. Ковского “Романтический мир А. Грина” [6] – это первое серьезное и достаточно полное исследование, раскрывающее особенности организации художественного мира А. Грина. Изучение вымышленного мира А. Грина становится одной из центральных задач и гриноведения 80-х годов. Однако до сих пор исследователи не пришли к единому...
    10. Грин Н.Н.: Из записок об А. С. Грине.
    Входимость: 3. Размер: 48кб.
    Часть текста: своем — совершенно расшлепанная туфля — наследие родительницы. Был Грин росту ровно два аршина восемь вершков, и вес никогда не превышал четырех пудов, даже в самое здоровое время. Был широк в плечах, но сильно сутулился. Волосы темно-каштановые с самой легкой проседью за ушами, глаза темно-карие, бархатистого оттенка, брови лохматые, рыжеватые, усы такие же. Нижняя челюсть выдавалась вперед, длинный неправильный рот, плохие зубы, черные от табака. Голова хорошей, чрезвычайно пропорциональной формы. Очень бледен и в общем некрасив. Все лицо изборождено крупными и мелкими морщинами. Глаза его имели чистое, серьезное и твердое выражение, а когда задумывался, становились, как мягкий коричневый бархат. И никогда ничего хитрого или двусмысленного во взгляде. Руки у Александра Степановича были большие, широкие; кости — как бы в мешочках из кожи. Рукопожатие хорошее, доверчивое. Рукопожатию он придавал значение, говоря, что даже наигранно искренняя рука всегда себя выдаст в рукопожатии. Грин редко смеялся. Но дома, без посторонних, улыбка довольно часто появлялась на его лице, смягчая суровые линии рта. Чаще это было от моих проказ. Я была тогда озорна и смешлива. Он это любил. «ПОГЛОТИТЕЛИ» АННИ ВИВАНТИ Осенью 1919 года Александр Степанович, как не достигший сорокалетнего возраста, был призван в армию. Военная служба никогда не привлекала его ни в молодости, когда он добровольно пошел в солдаты, вынужденный к тому мрачно сложившимися обстоятельствами, ни ...