• Приглашаем посетить наш сайт
    Толстой А.Н. (tolstoy-a-n.lit-info.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1990"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G I L M N P Q R S T V W X
    Поиск  
    1. Матрусова А.: Романтическая личность в литературе и в жизни
    Входимость: 3. Размер: 36кб.
    2. Жуков А.: Игра в произведениях Грина «Алые паруса» и «Бегущая по волнам»
    Входимость: 2. Размер: 56кб.
    3. Максимова О.: "Музыка в творчестве А. Грина". Заключение
    Входимость: 2. Размер: 13кб.
    4. Варламов А.: Александр Грин. Литература о жизни и творчестве А. С. Грина
    Входимость: 1. Размер: 8кб.
    5. Бердан И. Э.: Неосуществленный замысел Александра Грина
    Входимость: 1. Размер: 13кб.
    6. Ляхович А.: Александр Грин и музыка
    Входимость: 1. Размер: 31кб.
    7. Варламов А.: Александр Грин. Глава I. Реалист
    Входимость: 1. Размер: 38кб.
    8. Яловая Наталья. Александр Грин: хроника жизни и творчества. 1926-1932
    Входимость: 1. Размер: 92кб.
    9. Большие пожары. Роман 25 писателей. Ефим Зозуля. Глава XXIV. Последний герой романа
    Входимость: 1. Размер: 18кб.
    10. Варламов А.: Александр Грин. Глава XIX. Нина
    Входимость: 1. Размер: 46кб.
    11. Лопуха А. О.: Фантастический мир Александра Грина
    Входимость: 1. Размер: 8кб.
    12. Варламов А.: Александр Грин. Глава II. Пришёл и ушёл
    Входимость: 1. Размер: 35кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Матрусова А.: Романтическая личность в литературе и в жизни
    Входимость: 3. Размер: 36кб.
    Часть текста: в литературе и в жизни Романтика, романтизм, романтик… Всю жизнь мы слышим эти слова, повторяем их и только изредка задумываемся о том, что это такое, как важны эти понятия в жизни. Романтизм как литературное направление появился в конце XVIII века, и, кажется, уже и не уходил ни из литературы, ни из понимания человеческого бытия. Ощущение дисгармонии, стремление к природе, стремление к гармонии, презрение к обывателям, мещанству – все это, появившись у немецких романтиков, становилось все острее и пронзительнее для каждого нового поколения. С бурным развитием революционных, так называемых свободолюбивых, а в первую очередь – разрушительных, идей все сильнее тоска по гармонии, красоте, чистоте. В самый трагический момент российской истории – в страшную революцию 1917 года, в первые, кровавые годы советской власти в холодном и голодном Петербурге рождается одна из самых прекрасных сказок ХХ века – «Алые паруса». Александр Грин писал о романтиках, для романтиков… Александр Грин, создатель самых романтичных литературных произведений ХХ века, всю жизнь писал о романтиках, для романтиков. И о тех, кто отошел от романтического восприятия мира, полностью «сделав ставку» на прагматику, на жизненную выгоду. О тех, кто стремится к чудесам, и о тех, кто не верит в чудеса. Почему же нужен романтизм? Почему романтики важны в жизни? Представление о нем как о создателе исключительно «Алых парусов», с одной стороны, несколько однопланово, с...
    2. Жуков А.: Игра в произведениях Грина «Алые паруса» и «Бегущая по волнам»
    Входимость: 2. Размер: 56кб.
    Часть текста: чертёжником, переплётчиком, матросом, работал на нефтяных промыслах в Баку, занимался подпольной работой с эсерами, разочаровался в революции 1905 года, с восторгом принял февральскую и не принял октябрьскую революции, был на фронте и, наконец, определился как писатель. Творчество А. Грина – это своеобразная пограничная полоса между романтизмом и реализмом. Поэтому долго в литературоведении существовали две противоположные точки зрения: первая – Грин – реалист, вторая – Грин – романтик. В чём только не обвиняли писателя: в бегстве от действительности, в стремлении заслониться от неё вымыслами, в пессимизме и отчаянии. Все эти обвинения вызывают сейчас двойственное чувство: во-первых, ясно их несоответствие творчеству Грина и самой личности писателя, но что-то не даёт нам возможность отмахиваться от этих высказываний, - может быть представление о «конфликтности» отношений гриновской прозы и реального мира. Литературная судьба А. С. Грина сложна. Придя в русскую литературу в 1906 году и опубликовав за четверть века литературной работы свыше четырёхсот произведений, этот интересный художник никогда не пользовался расположением критики. До революции о нём писали мало и, за исключением нескольких статей, пренебрежительно, считая его подражателем западноевропейской развлекательной беллетристики. С первых же лет литературной работы Грина критика отмечает необычность, странность всего происходящего в его произведениях. Грина привлекает мир «гигантов и чародеев, герои его с именами, равно чуждыми всем народам на свете, живут и действуют в феерической...
    3. Максимова О.: "Музыка в творчестве А. Грина". Заключение
    Входимость: 2. Размер: 13кб.
    Часть текста: пошлость реальности и дает герою возможность подняться над действительностью. 2. В творчестве А. Грина музыка часто является средством передачи психологического состояния героя. Музыка звучит там, где слово затрудняется передать едва уловимые переливы человеческой души. В своих произведениях А. С. Грин рисует образ идеального героя, обладающего внутренней гармонией. Частью души такого человека является музыка, полная красоты и стройности созвучий. В «стране» А. Грина музыка звучит не только в душах идеальных героев, но и в душах остальных ее жителей. Чаще всего это люди с низменной душой, на которых возвышенная музыка действует раздражающе. Их музыка дисгармонична, основана на диссонансах. 3. Высшим предназначением человека А. С. Грин считает творчество, оно прежде всего и создает внутренний мир. Но произведения искусства, созданные героями А. Грина, должны служить людям во имя Правды, Красоты, Любви, Свободы. Только такое искусство – творчество у А. Грина имеет право на существование. Музыка по своей природе воздействует на эмоциональную сторону личности человека. Когда музыкальное произведение не находит отклика в душах людей, это творение становится бессмысленным. Писатель считает, что современное авангардное искусство разрушительно для людей, потому что оно не несет света и доброты. На протяжении всей своей жизни А. С. Грин отрицал авангардное искусство (футуризм, кубизм …), причисляя его к миру механики, а значит – к бездуховному миру. 4. Людскую общность А. С. Грин сравнивает с оркестром, звучание которого зависит от...
    4. Варламов А.: Александр Грин. Литература о жизни и творчестве А. С. Грина
    Входимость: 1. Размер: 8кб.
    Часть текста: Александра Грина // Православный интернет-журнал «Соборность». Борисов Л. И. Волшебник из Гель-Гью. Романтическая повесть. Л., 1972. Будницкий О. В. Предисловие к книге «Женщины-террористки. Бескорыстные убийцы». Ростов н/Д., 1996. Важдаев В. М. Проповедник космополитизма: Нечистый смысл «чистого искусства» Александра Грина // Новый мир. 1950. № 1. Валентинов Н. Рец. на кн.: Грин А. С. Рассказы. СПб., 1910. Т. 1 // Киевская мысль. 1910. 16 марта. Вдовин А. Миф Александра Грина (К 120-летию со дня рождения) // Урал. 2000. № 8. Вихров В. Рыцарь мечты // Грин А. С. Собр. соч.: В 6 т. М.: Правда, 1965. Т. 1. Воспоминания об Александре Грине / Сост., вступ., примеч. Вл. Сандлера. Л., 1972. Войтоловский Л. Н. Литературные силуэты: А. С. Грин // Киевская мысль. 1910. 24 июня. Войтоловский Л. Н. Летучие наброски: Александр Грин // Киевская мысль. 1914. 3 мая. Горнфельд А. Г. Рец. на кн.: Грин А. С. Рассказы. СПб., 1910. Т. 1 // Русское богатство. 1910. № 3. Горнфельд А. Г. Рец. на кн.: Грин А. С. Искатель приключений: Рассказы. М., 1916 // Русское богатство. 1917. № 6–7. Грин Н. Н. Воспоминания об Александре Грине. Симферополь, 2000. Зелинский К. Грин // Красная новь. 1934. № 4. Каверин В. Грин и его «Крысолов» // Каверин В. Счастье таланта. М., 1989. Кобзев Н. А. Роман Александра Грина. Кишинев, 1983. Ковский В. Е. Романтический мир Александра Грина. М., 1969. Ковский В. Е. Блистающий мир Александра Грина // Грин А. С. Собр. соч.: В 5 т. М., 1991. Т. 1. Ковский В. Е. Настоящая внутренняя жизнь: Психологический романтизм...
    5. Бердан И. Э.: Неосуществленный замысел Александра Грина
    Входимость: 1. Размер: 13кб.
    Часть текста: Грина, где, в частности, говорилось: "Воспевая "сверхчеловека" ницшеанского типа, Г. тенденциозно противопоставляет своих героев -- "аристократов духа", людей без родины -- народу, к-рый предстает в его произведениях в виде темной, тупой и жестокой массы", в наши дни воспринимается как нелепо-невежественная, по недоразумению попавшая на страницы энциклопедии, но тогда считалась чем-то вроде "официальной установки". И лишь благодаря своей настойчивости и преданности памяти Грина, благодаря помощи друзей и людей, любивших книги Грина, Нине Николаевне удалось не только восстановить "домик Грина", но и добиться создания в нем музея. В этом благородном деле большая заслуга принадлежала другу H. H. Грин и почитателю творчества Александра Грина, киевскому писателю Николаю Ивановичу Дубову. В его архивном фонде в ЦГАЛИ хранятся письма к нему H. H. Грин за период с сентября 1957 года по декабрь 1966 года, отражающие перипетии борьбы вдовы писателя за "домик Грина" как с тогдашним руководством Союза писателей, так и с местными райкомовскими и райисполкомовскими чиновниками. Приведем выдержки из этих писем (ф. 2880, оп. 1, ед. хр....
    6. Ляхович А.: Александр Грин и музыка
    Входимость: 1. Размер: 31кб.
    Часть текста: утонченность эстетики слова, рафинированное совершенство письма; ... бесспорная принадлежность эстетике романтизма и «фабульной» прозы уходящего века – и воплощение её в формах, созвучных самым радикальным новациям западного модернизма; визионерство, опередившее свой век – вплоть до предвосхищения смысловых парадоксов компьютерной эпохи, с её множественностью реальностей и гипертекстом; ... принципиальная внепочвенность, внекультурность и внеисторичность всего происходящего – антураж несуществующих имен, вымышленных городов и стран, подчеркнуто литературных типажей, – и глубинная психологичность гриновских портретов, охватывающая весь спектр человековедчества: от внешнего – до сокрытого и несказанного, от проницательных зарисовок – до погружений в темные глубины психиатрии. Двойственность бытия многих гриновских персонажей: они и литературны, идеально-экзотичны, они же – и живее всех живых; ... отсутствие прямого диалога с духовным процессом русской и мировой культуры, с интеллектуальным и философским дискурсом, современным Грину, – и бесспорная связь всего художественного метода Грина с русским символизмом, а его философем – с русской экзистенциально-философской традицией, с персонализмом Шестова, бердяевской апологетикой творчества и свободы, Всеединством Соловьева; ... работа с китчем, связь с «экзотической» эстетикой бульварной литературы, смелое приятие и очищение/возвышение банальности, – и элитарность духовного мира, ценностей, художественных и языковых приемов, порой предельно усложняющая восприятие гриновских текстов; ... ориентация на массового читателя, прижизненный успех у него, – и дерзкое пренебрежение канонами «доступности», смелые эксперименты с языком, коснувшиеся преобразования не только форм, но и...
    7. Варламов А.: Александр Грин. Глава I. Реалист
    Входимость: 1. Размер: 38кб.
    Часть текста: А между тем роста в Грине было всего 177,4 сантиметра. Обычный, средний для мужчины рост. Впрочем, поэт Георгий Шенгели отмечает еще одну «высокость» Грина: он был – «высоко честен».[5] В 1913 году известный библиограф С. А. Венгеров обратился к русским писателям с просьбой прислать ему небольшие автобиографии. Ныне они хорошо известны: это автобиографии Бунина, Блока, Куприна, Брюсова… Обратился Венгеров и к Грину, и вот что тот написал о своем происхождении и детстве: «Я родился в городе Слободском Вятской губернии в 1881 г. 11 августа, но еще грудным ребенком был перевезен в Вятку, где и жил до 16-ти лет вместе с родителями. Мой отец, Степан Евсеевич Гриневский, происходит из рода дворян Виленской губернии. Дедушка, т. е. отец моего отца, был крупным помещиком Дисненского уезда. В 1863 году отец по делу польского восстания был арестован, просидел 3 года в тюрьме, а затем пробыл 2 года в ссылке в Тобольской губернии. Имение, разумеется, конфисковали. Освобожденный общей амнистией того времени, отец пешком добрался до Вятки и здесь в конце концов основался, поступил на земскую службу, где служит и сейчас бухгалтером губернской земской больницы. Ему 71 год. Он женился в Вятке на девице из мещан, Анне Степановне Ляпковой, моей матери, умершей, когда мне было 12 лет».[6] Семейная хроника Гриневских – как мы увидим дальше, изложенная в деталях не совсем точно, начиная с того, что старший сын Степана Евсеевича Гриневского родился не в 1881-м, а в 1880 году, – для своего времени вполне типична. Революционер-инсургент, в молодости пострадавший за свои убеждения и поступки, смирившийся, женившийся на мещанке, ставший чиновником, заживший обычной обывательской жизнью и во многом эту жизнь олицетворяющий – таким предстает отец...
    8. Яловая Наталья. Александр Грин: хроника жизни и творчества. 1926-1932
    Входимость: 1. Размер: 92кб.
    Часть текста: Наталья. Александр Грин: хроника жизни и творчества. 1926-1932 1926 31 января. Получает письмо В. Вересаева с сообщением о переходе изд-ва «Недра» в новое изд-во (переход не состоялся, «Недра» были ликвидированы в 1932 г. − Сост.) и обещанием напомнить изд-ву о Грине. РГАЛИ. Ф. 127. Оп. 1. Ед. хр. 79 или: ФЛММГ. Б/н После 5 февраля. Получает письмо из газ. «Известия» с предложением прислать новые рассказы. РГАЛИ. Ф. 127. Оп. 1. Ед. хр. 104 После 15 февраля. Грины получают письмо ВП с благодарностью за присланные АС осенью книги: «Сокровище африканских гор» и «Золотая цепь», которые (так же, как и книгу «Гладиаторы») она и Калицкий прочли с большим интересом и «подлинным удовольствием». РГАЛИ. Ф. 127. Оп. 1. Ед. хр. 106 или: ФЛММГ. Б/н 2 марта. Гринов навещает М. Волошин. Купченко. С. 42 11 марта. АС проводит день с Волошиным в Феодосии. Купченко. С. 42 Апрель. Отвечает на анкету литературоведа Николая Сергеевича Ашукина «Писатели и книги». РГАЛИ. Ф. 1890. Оп. 1. Ед. хр. 20 или ВАГ. С. 544 После 24 апреля. После телефонного разговора о теме рассказа для журн. «Смена», получает письмо Бориса Владимировича Лунина, секретаря журнала, с просьбой прислать рассказ, который максимально заинтересует молодого читателя. Грины едут в Москву. ФЛММГ. Н/в 3008 30 апреля. АС в письме из Москвы М. Волошину просит принять у себя Д. Шепеленко. Сообщает, что живут с НН в общежитии ЦКУБУ (Центральный комитет по улучшению быта ученых. − Сост.) на Пречистенской наб., 5. Пишет: «Вересаев работает над Пушкиным; некоторые места поразительны» (имеется в виду произведение «Пушкин в...
    9. Большие пожары. Роман 25 писателей. Ефим Зозуля. Глава XXIV. Последний герой романа
    Входимость: 1. Размер: 18кб.
    Часть текста: для приема посетителей, он, задыхаясь, попросил все же разрешения переговорить с секретарем. В комнате секретаря, усевшись и отчаянно вздохнув — вздохом человека спасенного после океанской бури с затонувшего корабля, вытащенного на берег и напоенного коньяком, — спросил: — Скажите, пожалуйста, товарищ, как вы смотрите на пожары, происходящие в Златогорске? — Мы считаем их бедствием, — ответил не задумываясь секретарь. — Бедствием?! — Да, бедствием. Из левого глаза посетителя бенгальской ракетой выстрельнул длинный луч надежды и завернулся на конце вопросительным щупальцем. Из другого глаза параллельно заструилась умоляющая муть. — Бедствием?! — Да, бедствием, — повторил секретарь. — Если принять во внимание, что погибло столько имущества и что все это — советское добро, то, знаете ли, прямо становится жутко. — Жутко?! Несчастный от нервности начал глотать слюну и не мог остановить этого занятия. Затем он вытащил из карманов большие красные руки и стал тереть их друг о дружку. — Вы говорите — жутко? Значит, вы отдаете себе отчет в размере бедствия? — выговорил он, все еще глотая. — Еще бы… Мы сейчас заняты главным образом тем, чтобы найти виновных и чтобы эти пожары, наконец, прекратились. — Прекратились?! Бенгальский луч из...
    10. Варламов А.: Александр Грин. Глава XIX. Нина
    Входимость: 1. Размер: 46кб.
    Часть текста: – тот самый случай, когда недостаточно рассказать лишь о нем самом и промолчать о том, что ждало его жену и любимую его героиню, его Ассоль, Тави Тум, Дэзи, Молли, Джесси, его Недотрогу. И история эта будет по-своему не менее трагичной и несправедливой, чем история жизни самого Грина. Она осталась жить вдвоем с матерью в Старом Крыму в том самом саманном домике, где умер Грин. Постепенно приходила в себя, переписывалась с Новиковыми, с Надеждой Яковлевной Мандельштам, с литературоведами Владимиром Смиренским и Корнелием Зелинским, позднее – с Паустовским. Но самым близким человеком для Нины Николаевны оставалась Вера Павловна Калицкая и больше всего в фонде Грина именно ее писем. «8 июля, в 6 ч. 30 мин. вечера умер Саша, милая Вера Павловна! Агония длилась сутки. Умер очень тихо – отошел. Я все время держала его за руку и гладила по голове, чтобы ему было легче. Утром вспрыснула морфий, чтобы хотя бы и без сознания, но не было у него болей. Он сразу перестал стонать и только тяжело дышал. В гробу лежал с блаженно-тихим спящим лицом, все удивлялись…»[563] Калицкая отвечала: «Как ни больно мне было думать, что Саша должен умереть,...