• Приглашаем посетить наш сайт
    Анненский (annenskiy.lit-info.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1991"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G I L M N P Q R S T V W X
    Поиск  
    1. Максимова О.: "Музыка в творчестве А. Грина". Заключение
    Входимость: 4. Размер: 13кб.
    2. Максимова О.: "Музыка в творчестве А. Грина". Глава II
    Входимость: 3. Размер: 57кб.
    3. Варламов А.: Александр Грин. Литература о жизни и творчестве А. С. Грина
    Входимость: 2. Размер: 8кб.
    4. Яблоков E. A.: "Александр Грин и Михаил Булгаков"
    Входимость: 2. Размер: 35кб.
    5. Максимова О.: "Музыка в творчестве А. Грина". Глава I
    Входимость: 2. Размер: 24кб.
    6. Варламов А.: Александр Грин. Глава IX. Красные и алые паруса
    Входимость: 1. Размер: 69кб.
    7. Матрусова А.: Романтическая личность в литературе и в жизни
    Входимость: 1. Размер: 36кб.
    8. Яловая Наталья. Александр Грин: хроника жизни и творчества. 1911-1925
    Входимость: 1. Размер: 61кб.
    9. Яблоков Е. А.: Рецензия на сборник стихов Грина "Цветы запоздалые"
    Входимость: 1. Размер: 16кб.
    10. Варламов А.: Александр Грин. Глава VII. Арестант жизни
    Входимость: 1. Размер: 52кб.
    11. Ляхович А.: Витки и оковы «Золотой цепи» Александра Грина
    Входимость: 1. Размер: 77кб.
    12. Хрулёв В.: Александр Грин, поэзия мечты и воображения
    Входимость: 1. Размер: 58кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Максимова О.: "Музыка в творчестве А. Грина". Заключение
    Входимость: 4. Размер: 13кб.
    Часть текста: реальности и дает герою возможность подняться над действительностью. 2. В творчестве А. Грина музыка часто является средством передачи психологического состояния героя. Музыка звучит там, где слово затрудняется передать едва уловимые переливы человеческой души. В своих произведениях А. С. Грин рисует образ идеального героя, обладающего внутренней гармонией. Частью души такого человека является музыка, полная красоты и стройности созвучий. В «стране» А. Грина музыка звучит не только в душах идеальных героев, но и в душах остальных ее жителей. Чаще всего это люди с низменной душой, на которых возвышенная музыка действует раздражающе. Их музыка дисгармонична, основана на диссонансах. 3. Высшим предназначением человека А. С. Грин считает творчество, оно прежде всего и создает внутренний мир. Но произведения искусства, созданные героями А. Грина, должны служить людям во имя Правды, Красоты, Любви, Свободы. Только такое искусство – творчество у А. Грина имеет право на существование. Музыка по своей природе воздействует на эмоциональную сторону личности человека. Когда музыкальное произведение не находит отклика в душах людей, это творение становится бессмысленным. Писатель считает, что современное авангардное искусство разрушительно для людей, потому что оно не несет света и доброты. На протяжении всей своей жизни А. С. Грин отрицал авангардное искусство (футуризм, кубизм …), причисляя его к миру механики, а значит – к бездуховному миру. 4. Людскую общность А. С....
    2. Максимова О.: "Музыка в творчестве А. Грина". Глава II
    Входимость: 3. Размер: 57кб.
    Часть текста: А. С. Грин пишет: «Мать больная, измученная домашней работой, дразнила песенкой: Ветерком пальто подбито, И в кармане ни гроша, И в неволе – Поневоле – Затанцуешь антраша! Философствуй тут как знаешь Иль как хочешь рассуждай, А в неволе – Поневоле – Как собака, прозябай! Я мучился, слыша это, потому что песня относилась ко мне, предрекая мое будущее» [1]. Вот и все, что вспоминает А. Грин о музыке детства. Во время своих скитаний А. Грин слышал песни матросов, рабочих, в большинстве своем вызывающих по форме и содержанию. Слышанные эти песни А. Грин использовал в своих рассказах, характеризуя низшие слои общества. Об отношении А. Грина к музыке немного мы узнаем из воспоминаний его первой жены Веры Павловны, получившей традиционное для дворянских детей образование: «Иногда я играла Александру Степановичу на рояле, ему больше всего нравился Второй вальс Годара. Однажды, прослушав его, Александр Степанович сказал: - Когда я слушаю этот вальс, мне представляется большой светлый храм. Посреди танцует девочка» [2] . Этот эпизод показывает нам, что Грин обладал очень чутким восприятием музыки. Вальс французского композитора Б. Годара вызывал в душе писателя воодушевление и в то же время нежно-трепетные чувства. А. С. Грин относился к музыке избирательно. Из воспоминаний Веры Павловны мы узнаем, что репертуар писателя ограничивается музыкальными произведениями, упомянутыми Грином в «Блистающем мире» [3]. Он усвоил их, слыша в ресторанах, на эстрадах или в граммофонной записи. Это очень популярные мелодии: «Ветер в горах», «Фанданго», «Санта-Лючия», «Мексиканский вальс», вальс из оперы...
    3. Варламов А.: Александр Грин. Литература о жизни и творчестве А. С. Грина
    Входимость: 2. Размер: 8кб.
    Часть текста: // Книга и профсоюзы. 1928. № 10. Бобров С. П. Рец. на кн.: Грин А. С. Алые паруса. М.; Пг., 1923 // Печать и революция. 1923. № 3. Бондаренко Г. В. Феерия навсегда! К 120-летию со дня рождения Александра Грина // Православный интернет-журнал «Соборность». Борисов Л. И. Волшебник из Гель-Гью. Романтическая повесть. Л., 1972. Будницкий О. В. Предисловие к книге «Женщины-террористки. Бескорыстные убийцы». Ростов н/Д., 1996. Важдаев В. М. Проповедник космополитизма: Нечистый смысл «чистого искусства» Александра Грина // Новый мир. 1950. № 1. Валентинов Н. Рец. на кн.: Грин А. С. Рассказы. СПб., 1910. Т. 1 // Киевская мысль. 1910. 16 марта. Вдовин А. Миф Александра Грина (К 120-летию со дня рождения) // Урал. 2000. № 8. Вихров В. Рыцарь мечты // Грин А. С. Собр. соч.: В 6 т. М.: Правда, 1965. Т. 1. Воспоминания об Александре Грине / Сост., вступ., примеч. Вл. Сандлера. Л., 1972. Войтоловский Л. Н. Литературные силуэты: А. С. Грин // Киевская мысль. 1910. 24 июня. Войтоловский Л. Н. Летучие наброски: Александр Грин // Киевская мысль. 1914. 3 мая. Горнфельд А. Г. Рец. на кн.: Грин А. С. Рассказы. СПб., 1910. Т. 1 // Русское богатство. 1910. № 3. Горнфельд А. Г. Рец. на кн.: Грин А. С. Искатель приключений: Рассказы. М., 1916 // Русское богатство. 1917. № 6–7. Грин Н. Н. Воспоминания об Александре Грине. Симферополь, 2000. Зелинский К. Грин // Красная новь. 1934. № 4. Каверин В. Грин и его «Крысолов» // Каверин В. Счастье таланта. М., 1989. Кобзев Н. А. Роман Александра Грина. Кишинев, 1983. Ковский В. Е. Романтический мир Александра Грина. М., 1969. Ковский В. Е. Блистающий мир Александра Грина // Грин А. С. Собр. соч.: В 5 т. М., 1991. Т. 1....
    4. Яблоков E. A.: "Александр Грин и Михаил Булгаков"
    Входимость: 2. Размер: 35кб.
    Часть текста: ни было, есть основания думать, что еще до знакомства с Грином Булгаков довольно основательно знал его творчество, по крайней мере гриновские произведения первой половины 20-х годов. Именно в это время Булгаков входил в большую литературу, активно следил за новинками. То, что книги Грина вполне могли быть в кругу булгаковского чтения, весьма легко допустить: писателей сближал своеобразный синтез в их произведениях бытового и фантастического (хотя по отношению к Грину употребление этих понятий не вполне точно), любовь к ярким, сочным – «экзотическим» – деталям, сюжетам, характерам. Разумеется, значительны и различия: скажем, «фельетонность», существенная для манеры Булгакова, Грину была несвойственна. Однако допущения нуждаются в подкреплении фактами. Нам представляется, что следы гриновского влияния, «переклички» с его произведениями начала 20-х годов можно обнаружить по крайней мере в трех произведениях Булгакова. Во-первых, стоит вспомнить о том, что весной 1923 г. на экраны вышел художественный фильм «Поединок» (второе название – «Последняя ставка мистера Энниока») режиссера В. Гардина; сценарий Г. Вечора был написан «по мотивам» рассказа Грина 1912 г. «Жизнь Гнора». Сценарист обошелся с первоосновой до такой степени свободно, что, по словам рецензента журнала «Зритель», фильм оказался символическим отображением «поединка между мировым пролетариатом и мировой буржуазией» (цит. по: История кино 1969, с. 178); но дело в том, что у Грина не было и намека на политическую коллизию: «Жизнь Гнора» – рассказ о любви. «В сценарии и фильме любовный колорит был заменен социальным. Эниок выступал в качестве фабриканта, Гнор – рабочего, ставшего инженером. Любовное соперничество ушло на второй план. В решающем эпизоде происходит игра в карты между вдохновителем бастующих рабочих...
    5. Максимова О.: "Музыка в творчестве А. Грина". Глава I
    Входимость: 2. Размер: 24кб.
    Часть текста: П. Шудря, В. В. Яковлева, И. М. Ямпольского, Б. Л. Яворского. Многие авторы исследуют историю взаимоотношений музыки и литературы, начиная с глубокой древности. Очень характерно начало работы Л. А. Рапацкой: «В глубокой древности музыка развивалась в тесном союзе с другими видами искусства. Художественная культура в те незапамятные времена была синкретической, неразрывно связывая в себе все начала познания, и человечество училось художественному мышлению, интуитивно соединяя звук и текст, слово и ритуальный танец. С тех пор прошли тысячелетия. Музыка превратилась в сложное самостоятельное искусство. Но все же музыка постоянно соприкасается с другими видами искусства - поэзией, танцем, живописью, театром, архитектурой. «Взаимное притяжение разных искусств - закон развития художественной культуры, ее «вечный двигатель». Человечество было неисчерпаемо изобретательно, создавая все новые «модели» синтеза музыки, поэзии, театра, живописи. Родилась опера, балет, а уже почти в наше время мюзикл, киномузыка, цветомузыка... Причем каждая историческая эпоха выработала свой особый взгляд на музыку как на неотъемлемую часть художественного целого, без которой жизнь других искусств суха и мертва» [1]. Все исследователи обращают внимание на XVIII век , усматривая в нем переходный этап в...
    6. Варламов А.: Александр Грин. Глава IX. Красные и алые паруса
    Входимость: 1. Размер: 69кб.
    Часть текста: на миф. Мифы с противоположным знаком, придуманные в 60-е годы Вл. Сандлером и Э. Алиевым, напротив, представляют Грина писателем революционным, изображавшим Февральскую революцию сатирически, а Октябрьскую приветствовавшим, «глубже воспринимавшим революционные события, чем кажется на первый взгляд», и верящим в «неизбежность нового революционного переворота».[172] А потому лучше всего обратиться к фактам и текстам. Известно, что в декабре 1916-го Грин был выслан из Петрограда за непочтительный отзыв о царе и уехал в «тихую заснеженную Финляндию», известно также его негативное отношение к Распутину. О последнем вспоминает СоколовМикитов: «Как-то на перроне Царскосельского вокзала встретился нам Распутин. Мы узнали его по фотографиям, печатавшимся в тогдашних журналах, по черной цыганской бороде, по ладно сшитой из дорогого сукна поддевке. Грин не удержался и отпустил какое-то острое словечко. Распутин посмотрел на нас грозно, но промолчал и прошел мимо».[173] Не исключено, что между этими фактами есть связь и, так же не удержавшись, Грин сказал в общественном месте «острое словечко» про государя. Тогда это было модно. Некоторый свет на отношение Грина к павшему дому Романовых проливает небольшой рассказ 1917 года «Узник Крестов», в котором повествуется о наборщике Аблесимове, который в предложении: «Его Величество Государь Император Николай II ровно в 12 ч. проследовал в Иверскую часовню» ошибся при наборе в первой букве в слове «ровно», отчего фраза получила «совершенно ...
    7. Матрусова А.: Романтическая личность в литературе и в жизни
    Входимость: 1. Размер: 36кб.
    Часть текста: эти понятия в жизни. Романтизм как литературное направление появился в конце XVIII века, и, кажется, уже и не уходил ни из литературы, ни из понимания человеческого бытия. Ощущение дисгармонии, стремление к природе, стремление к гармонии, презрение к обывателям, мещанству – все это, появившись у немецких романтиков, становилось все острее и пронзительнее для каждого нового поколения. С бурным развитием революционных, так называемых свободолюбивых, а в первую очередь – разрушительных, идей все сильнее тоска по гармонии, красоте, чистоте. В самый трагический момент российской истории – в страшную революцию 1917 года, в первые, кровавые годы советской власти в холодном и голодном Петербурге рождается одна из самых прекрасных сказок ХХ века – «Алые паруса». Александр Грин писал о романтиках, для романтиков… Александр Грин, создатель самых романтичных литературных произведений ХХ века, всю жизнь писал о романтиках, для романтиков. И о тех, кто отошел от...
    8. Яловая Наталья. Александр Грин: хроника жизни и творчества. 1911-1925
    Входимость: 1. Размер: 61кб.
    Часть текста: просит высылать журнал «Пробуждение», сообщает о тоске по СПб. РГАЛИ. Ф. 272. Оп. 1. Ед. хр. 18 или: ВАГ. С. 477 12 февраля. Получает разрешение на пребывание в Архангельске. ФЛММГ. Н/в 437, 438 Февраль. АС и ВП после пожара в доме священника селятся в доме на «главной улице» (позднее – ул. Первомайская, 27). Во время пожара гибнет вся переписка, альбомы, книги. ФЛММГ. КП 3551 /Д 1346. С. 77 или: ВАГ. С. 187, 188 2 марта. Прибывают в Архангельск, снимают жилье в доме № 89 на Псковском проспекте. ВАГ. С. 479 4 марта. Пишет заявление губернатору о продлении срока пребывания в Архангельске до одного месяца ввиду болезни его и жены. Получает разрешение пребывать до 4 апреля. Дон. С. 179 или: ВАГ. С. 480 11 марта. Фотографируется для полицейской карточки № 4564. ГААО РФ. Ф. 1. Оп. 4. Т. 5. Ед. хр. 870 или: ФЛММГ. Н/в 5943 5 апреля. АС и ВП прибывают в Пинегу. АС пишет ответ В. Брюсову: благодарит за лестный отзыв о «Трагедии плоскогорья Суан», ...
    9. Яблоков Е. А.: Рецензия на сборник стихов Грина "Цветы запоздалые"
    Входимость: 1. Размер: 16кб.
    Часть текста: то ли места для нее не хватило, то ли рецензия показалась вятичам чересчур суровой — прошел год, а перспективы ее публикации на родине А. Грина пока еще неясны. Поэтому предлагаю ее вниманию широкой «гриноведческой» общественности. Е. А. Яблоков (Москва) Ноябрь 2003 ЦВЕТЫ ЗАПОЗДАЛЫЕ ( А. С. Грин. Стихотворения и поэмы. Киров-на-Вятке, 2000) То, что рецензия на сборник появляется более чем через два года после его выхода, на первый взгляд кажется странным, но это вполне «вписывается» в судьбу самой книги: она составлена еще в 1980 г., к 100-летнему юбилею Грина, однако в то время не была издана. Пролежав два десятилетия, материал наконец увидел свет. И все бы ничего — жаль только, что, получив наконец возможность издать давно подготовленный сборник, составители, кажется, не потрудились перечитать текст и, так сказать, освежить его. Количество возникающих при чтении вопросов таково, что относиться к этому изданию всерьез — затруднительно. В самом начале, в предисловии Н. Изергиной (кстати, в этой небольшой книжке — аж три предисловия!), приведено письмо поэта Л. Мартынова, который, прочитав рукопись сборника, еще в марте 1980 г. внушал составителям: «Я считаю, что нужно издавать всё, что вышло из-под пера Александра Грина, в том числе и все его стихи» (с. 6). Далее та же Н. Изергина пишет, оценивая (почти через десять лет) подборку...
    10. Варламов А.: Александр Грин. Глава VII. Арестант жизни
    Входимость: 1. Размер: 52кб.
    Часть текста: «Пробуждение». Если о нем и писала критика, то не самого первого пошиба, и писала кисло. Литературного праздника не получалось – долгожданная встреча с Петербургом оборачивалась литературными буднями. За год до этого Грин писал Брюсову из Пинеги: «Мне вообще трудно пристраивать свои вещи, вероятно, в силу этих самых особенностей их, за которые услужливые мои друзья упрекали меня в плагиате сразу всех авторов всех эпох и стран света, до Конан-Дойля включительно. Так в Петербурге знают иностранную литературу».[110] Теперь же жаловался Куприну: «Дорогой Александр Иванович! Не писал тебе из Москвы, потому что еще свежа была рана, нанесенная мне „Русской мыслью“».[111] А вслед за этим называл сотрудников всех редакций подлецами, хамами, сволочами трактирными. Сам Куприн, о дружбе которого с Грином так часто пишут и вспоминают, вряд ли был большим поклонником Грина как писателя. Если и начинал Грин с оглядкой на Куприна и на его военные рассказы, то к этой поре как художники они были очень далеки друг от друга; их объединяли чисто человеческие симпатии, а также интерес Куприна ко всем необыкновенным людям, далеким от литературы. Последнее – как это ни парадоксально – справедливо. Грин был писателем, но в большую литературу его не принимали, и как раз это, по его мнению, привлекало к нему Куприна, хотя вряд ли радовало самого Грина. В воспоминаниях Нины Грин приводятся высказывания ее мужа о Куприне, в которых, несмотря на общий хвалебный тон, можно различить ноту осуждения: «Он писал хорошо, знал музыку слов и мыслей, умел осветить и раскрыть их солнцем своего таланта. В нем, озорнике, иногда злом и вульгарном, завистнике к чужим писательским удачам, сидел милый художник. Пестрый был человек Александр Иванович. Одним из главных качеств, определявших...